АСД Откровение глава 1

Откровение 1, 1

Откровение: греческое слово "апокалипсис" в переводе означает "открытый". "Откровение Иисуса Христа". Можно свободно предположить, что такое название этой книге дал сам Иоанн. Само название этой книги категорически отрицает обвинение, брошенное этой книге как запечатанной и недосягаемой для понимания. Она содержит в себе весть, данную Богом с тем намерением, чтобы Его слуги на земле "услышали" и "соблюдали". А это невозможно сделать, если прежде всего люди не поймут эту книгу.
Иисуса Христа: на греческом, как и на английском языках это предложение можно понимать так: "Откровение, исходящее от Самого Иисуса Христа", или же книга, которая открывает Самого Иисуса. Но, судя по содержанию текста, первоначальное объяснение остается в силе, ибо это есть "Откровение", которое дал Ему Бог, чтобы "показать рабам Своим".

В то же самое время второе значение этого места не должно быть упущено, ибо эта книга прежде всего открывает Иисуса в Его небесном служении после вознесения. В этом смысле "Откровение" действительно является дополнением к Евангелию, которое свидетельствует о земном служении Иисуса, а книга "Откровение" открывает Его работу в плане искупления с того времени (ср.с Откр.19, 10). Относительно имени Иисуса Христа см. Матф.1, 1. . Дал Ему: с тех пор, как грех вошел в мир, всякая связь между небом и землей осуществлялась через Христа.
Рабам: так обычно называли себя первые христиане.
Чему надлежит быть вскоре: мысль о том, что различные события, предсказанные в книге "Откровение", должны были исполниться в недалеком будущем, подчеркивается особым образом семь раз -"чему надлежит быть вскоре"-1, 1; 22, 6."Время близко"- 1, 3."Се, гряду скоро"3, 11; 22: 7, 12, 20. Эта же самая мысль подчеркивается в 6, 11; 12, 12; 17, 10.

Слова Иоанна "Гряди, Господи Иисусе" (22, 20) являются личным ответом на эти заявления о скором исполнении Божественного намерения. Весть о скором пришествии пронизывает всю эту книгу. Второе пришествие Христа является величайшим завершающим событием в вековечной борьбе между добром и злом, которая началась с тех пор, как сатана подверг сомнению характер Божий и Его правление.
Ссылки в книге "Откровение", говорящие о скором пришествии Христа, должны быть поняты во свете происхождения этой великой борьбы. Бог мог и имел право уничтожить сатану в тот же момент, когда тот закоснел в своем нераскаянии и продолжал вести восстание. Но Божественная мудрость отложила уничтожение зла до тех пор, пока природа и последствия греха не открылись в полном объеме перед жителями Вселенной.

В различные критические периоды истории этого мира Божественная справедливость могла заявить: "Совершилось! ", и Христос пришел бы, утверждая Свое царство. Еще спустя много веков тому назад Христос мог бы привести в исполнение Свои планы относительно искупления мира.
Подобно тому, как Бог дал Израилю возможность приготовить путь для Своего вечного царства на земле, когда они обосновались в обетованной земле и когда они возвратились после пленения в Вавилоне, так Он дал церкви апостольских времен преимущества осуществить Евангельское поручение.
Вторая подобная возможность была дана при великом пробуждении в 19-ом столетии. Но во всех этих упомянутых случаях избранный народ Божий не воспользовался теми возможностями, которые так щедро и великодушно были предложены Им.

Вдохновляемые словами Священного Писания, адвентисты после 1844 года ожидали скоро грядущего Христа. И когда в конце столетия Иисус не пришел, адвентисты были неоднократно ободряемы тем, что Господь скоро и очень скоро придет. Когда Елену Вайт упрекали в том, что Христос не приходит так быстро, как она об этом писала в своих ранних трудах, она отвечала:
"Как же тогда понимать свидетельства Христа и Его учеников? Были ли они обмануты? Ангелы Божьи, передавая весть людям, указывали на это время, как на очень короткое... Поэтому нужно сказать, что обетования и проклятия Божьи также даны на определенных условиях" (Уилькокс "Свид. Иисуса", стр.99).
Хотя мы видим, что Второе пришествие Христа не основывается ни на каких условиях, все же в Священном Писании неоднократно повторяется весть о скором пришествии Иисуса Христа, зависящем от того, каким образом церковь ответит на зов завершения проповеди Евангелия в своем поколении.
Слово Божье, свидетельствующее в течении целого ряда веков о близости дня Христова, не ошибается (Рим.13, 11-12).
Иисус уже давно пришел бы, если бы церковь выполнила порученную ей работу. Церковь не имеет права осуждать Господа, если она не выполняет определенных условий.

Следовательно, заявление ангела в книге "Откровение" относительно близости пришествия Христа, которое положит конец господству греха, должно быть понято как выражение Божественной воли и намерения. Бог никогда не имел намерения откладывать время завершения плана спасения, но Он всегда выражал Свою волю в том, чтобы пришествие нашего Господа не откладывалось надолго. Создавшееся положение, когда откладывается время пришествия Христа не должно быть понято в рамках предвидения со стороны Бога.
И, с другой стороны, это положение не следует рассматривать во свете исторических событий, имевших место в истории мира того времени, т.е. смотреть на развитие истории того мира как на обязательное явление.
Разумеется, Бог предвидел, что пришествие Христа задержится примерно на 2000 лет, но когда Он давал определенные вести для Своей церкви через апостолов, Он выражал Свои вести во свете Своей воли и намерения относительно события, чтобы дать понять Своему народу, что в Его Божественном провидении не намечено и не определено никакой задержки и что в этом нет никакой необходимости.

Следовательно, семикратное заявление книги "Откровение" относительно близости пришествия Христа нужно понимать во свете Божьей воли и намерения как условное обетование, а не слова, основанные на Божественном провидении или же определении. На этом основании, без сомнения, должна быть найдена полная гармония между местами Священного Писания, которые убеждают приготовиться к скорому пришествию Иисуса Христа и теми пространными пророчествами, которые указывают на задержку этого события.
И Он показал: указал, объяснил, открыл, сделал известным.
Ангел: греческое слово, означающее "вест ник". Ангелы часто действуют как носители Божественного откровения (Дан. 8, 16; 9, 21; Лук.1: 19, 26 и т.д.). Этот ангел - Гавриил (см. Лук.1, 19).
Иоанн: т.е. ап. Иоанну."Откровение" единственная книга, написанная Иоанном, в которой он называет себя по имени (см.2Иоан.1; ЗИоан.1).

Откровение 1, 2

Свидетельствовать: быть очевидцем, говорить как основной свидетель, видеть лично. Прошедшее время говорит о том, что автор здесь свидетельствует о своей готовности к тому, чтобы писать для своих читателей, которые прочтут об этом, когда он уже напишет. В посланиях Павла (см. Гал.6, 11; Фил.2, 25) есть подобное употребление прошедшего времени, что было особенно популярно среди греков и римлян.
Употребление такой грамматической формы выражало уважение к читателю. Здесь Иоанн говорит о себе как об очевидце, свидетельствуя обо всем, что Бог открыл ему.

Слово: греческое "логос"- изречение, весть (см. Иоанна 1, 1), "непреложная истина".

Божие: т.е. исшедшее от Бога или же сказанное Им. Здесь Иоанн возвращается обратно к "Откровению Иисуса Христа, которое дал ему Бог" (ст.1)."Слово Божие" - "свидетельство Иисуса" - "и что он видел" - все эти слова относятся к Откр.1, 1.
Свидетельство Иисуса: это выражение может относиться и к книге "Откровение" как к вести, исходящей от Иисуса, и к проповеди Иисуса (см.1 ст). Но по содержанию текста предпочтительнее первое предположение. Ибо сама по себе эта книга вышла из уст Иисуса и говорит о Нем.
Первый и второй стихи являются иллюстрацией типичного библейского параллелизма, в котором первая и четвертая строчки, вторая и третья - параллельны:
"Откровение Иисуса Христа",
"Которое дал Бог",
"Слово Божье",
"Свидетельство Иисуса Христа".
Видел: слово, обозначающее зрительное действие и восприятие, встречается 38 раз."Откровение" является действительной книгой - очевидным свидетельством о том, что Иоанн видел и слышал в видениях.

Откровение 1, 3

Блажен: с греческого означает "счастлив" (см. Матф.5, 3). Некоторые предполагают, что это ссылки на Лук.11, 28.
Читающий: несомненно, что прежде всего эти слова относятся к тому, кто в древности публично читал в церкви Священные свитки. Иоанн предчувствует радость того, как это послание, обращенное к семи церквам в Асии, будет публично читаться в присутствии собранных членов в каждой общине (см. Кол.4, 16 и 1Фес.5, 27). Этот христианский обычай отражает древнюю иудейскую традицию чтения "закона и пророков" в синагоге каждую субботу (см. Деян.13: 15, 27; 15: 21). Учтивое напоминание о том, чтобы книга "Откровение" читалась в церквах Асии, дает право предполагать, что изложенные в ней вести нашли свое первоначальное применение уже во дни Иоанна.

Слушающие: т.е. члены каждой читающей общины. Имелся только один читающий, в то время как было много "слушающих" то, что читается. Благословение, покоящееся на тех, кто будет присутствовать при чтении "Откровения" в "семи церквах Асии", принадлежит всем христианам, которые будут читать книгу "Откровение" с желанием получить совершенное познание записанных в ней истин.
Слова: это имеет отношение не к отдельным словам, а ко всей книге.
Пророчества сего: некоторые предполагают, что Иоанн этими словами специально подчеркивает равенство книги "Откровение" с книгами которые читали в синагогах каждую субботу. Хотя слово "пророчество", означает любую весть от Бога (см. Рим. 12, 6), книга "Откровение" в самом узком смысле этого слова может быть названа пророчеством, предсказывающим события будущего.
Соблюдающие: форма этого глагола в пере воде с греческого языка означает "постоянное соблюдение чего-либо", соблюдение всех данных предостережений как правил жизни (см. Матф.7: 21, 24).

Написанное: буквально - уже написанное, не подлежащее изменению, проверке или исправлению.
Время: здесь слово "время" имеет значение особого отрезка времени, особенного события (см. Марк.1, 15). Указанная здесь близость времени определяет время для исполнения "написанного" и того, "чему надлежит быть вскоре" (Откр.1, 1). Надвигающаяся близость этих событий побуждает к внимательному соблюдению слов "пророчества сего". Таким образом, "Откровение" является особенной книгой для тех, кто верит, что "время пришествия Христа близко".
Близко: "ввиду того, что мы живем в последнее мгновение времени пророчества книги "Откровение", для нас важно, чтобы книги "Даниила" и "Откровение" пользовались особенным вниманием как никогда раньше в истории нашей работы" (Свид.для проп.стр.112).
"Торжественные вести, данные в "Откровении", должны занять первое место в сознании народа Божьего" (Свид.стр.302).
"Книга "Даниила" распечатана в книге "Откровение Иоанна" (Свид.для проп.стр.115).
В то время как книга "Даниила" в общих чертах говорит о событиях последних дней, книга "Откровение" дает яркое подробное описание событий, о которых можно сегодня сказать, что "они близки".

Откровение 1, 4

Иоанн: см.1 ст. Тот факт, что автор не считает необходимым что-либо еще говорить о себе, свидетельствует о том, что он был хорошо известен общинам в Асии. Это сегодня также подтверждает достоверность послания, ибо в таком случае никто не мог предъявить своих прав и претензий на это послание. Простота, с которой автор ссылается на себя, вполне согласуется с той скромностью и смирением, каким отмечено все "Евангелие Иоанна".
Семи церквам: начиная с этих слов и по третью главу "Откровения", мы видим типичную форму древнего письма или, точнее выражаясь, серии писем, которые являются как бы вступлением ко всей остальной части этой книги. Это касается объяснения числа "семь" в "Откровении" и семи церквей (см.комментарий к Откр.1, 11).

Асия: т.е. римская провинция. Асия - область, примерно 300 миль от севера к востоку и 250 миль от севера к югу, западная часть которой теперь известна нам как Малая Азия. В древнегреческие времена центром этой области был Пергам, который являлся центром греческой культуры. В новозаветние времена Асия оставалась важным центром греко-римской культуры. Павел провел там много месяцев (см. Деян.18, 19-21; 19, 1-10). В процессе его миссионерской деятельности им были написаны послания к жившим там христианам (ефесянам, колоссянам, филиппийцам). Его первое послание к Тимофею, которому в то время была поручена забота о церкви в Ефесе и, возможно, о всех церквях в этой области, свидетельствует о хорошо организованной работе. Павел был гражданином Рима и, вполне вероятно, что члены этих общин римской области в Асии были преимущественно язычниками.

"Примерно в конце 70-х годов по Р. Хр. после перемещения центра из Иерусалима, Асия приобрела значение христианского центра благодаря влиянию апостола Иоанна, который там жил и занимал руководящее положение... Согласно преданию, он жил в Ефесе и путешествовал по всем провинциям, ставя пресвитеров, следя за порядком в общинах и рукополагая, как на то указывал Дух" (Климентий из сочинений "Кто тот богатый человек, который будет спасен?").
Благодать...мир: см. Рим.1, 7; 2Кор.1, 2. Предполагают, что это выражение представляет собой комбинацию обычного греческого приветствия: "привет" и еврейского приветствия "благодать и мир". Появилось в обычном приветствии в ранних христианских письменах и позже представляло собой форму приветствия в апостольские времена (Рим.1, 7; 1Кор.1, 3; Гал.1, 3). . Который есть: греческое выражение "существующий", по-видимому, заимствовано из Исх.3, 14, где оно употреблено, чтобы перевести Божественное имя - "Я Есмь". Подобное выражение в еврейском языке означает "вечное", "неограниченное" временем бытие Бога. Из содержания 4 и 5 стихов становится ясным, что слова эти относятся к Отцу.
Который был: Бог существовал вечно (Пс.89, 3).

Который грядет: или же грядущий. Выражения "Который есть", "Который был", "Который грядет" - говорят о том, что последнее предложение следовало бы в форме будущего времени, т.е. "Который будет". Можно предположить, что это имеет отношение ко второму пришествию Христа, но такое предположение не совсем совпадает с содержанием текста, и автор навряд ли хотел выразить эту мысль. Эти слова относятся к Отцу, говорят о Его вечности и о том, что Он теперь существует. Вечное существование Бога переступает границы и пределы времени, но Иоанн, прибегая к временным формам, выразил на ограниченном человеческом языке безграничность вечности.
Семи духам: относительно значения числа "семь" в "Откровении" см. 11 ст. В другом месте эти семь духов представлены как семь огненных светильников (см. Откр.4, 5), как семь глаз Агнца (см. Откр.5, 6). Указанная здесь связь "семи духов" с Отцом и Христом означает, что они представляют собой Святого Духа. Число "семь", вероятно, символически говорит о Его совершенстве, а также может означать разновидность всех даров, посредствам которых он работает через человека (см.1Кор.12, 1-14; ср.с Откр.3, 1).
Перед Его престолом: т.е. "Который был" и "грядет". Занимаемое положение, возможно, говорит о готовности к немедленному исполнению поручений (см. Откр.4, 2-5).

Откровение 1, 5.

Иисуса Христа: см. Откр.1, 1. Другие члены Божьего правления уже были перечислены (ст.4).
Свидетель верный: на греческом языке это определение является как бы приложением к имени "Иисус Христос", которое стоит в творительном падеже и отвечает на вопрос: "кем? чем?" Христос верный свидетель, потому, что Он является совершенным представителем Божьего характера, мудрости и выражением Его воли для всего человечества (см. Иоан.1, 1. и 1 гл). Его безгрешная жизнь среди людей и Его самоотверженная смерть свидетельствует о святости Отца и Его любви (см. Иоан.14, 10; Откр.3, 14.)
Первенец: см. Матф.1, 25; Рим.8, 29; Иоан.1, 14. Хотя Иисус не первый воскрес из мертвых по времени, но считается первенцем в том смысле, что все воскресшие до и после Его смерти приобрели эту свободу от уз смерти только благодаря Его победе над ней. Его сила, низлагающая Его жизнь и возвращающая ее обратно, выделяет Его среди всех остальных людей, когда-либо вышедших из могилы, и характеризует Его как источника всякой жизни (Иоан.10, 18; Рим.14, 9; 1Кор.15, 12-23. Иоан.1, 4). Это название вполне совпадает с мыслью псалмопевца в псалме 88, в 28 стихе.
Владыка: или "правитель". Этот мир есть законное владение Христа. Христос одержал победу над грехом и возвратил обратно утерянное наследие Адама, и поэтому Он является законным правителем человечества (Кол.2, 15; ср.с Кол 1, 20; см. Откр.11, 15).
В последний день все люди признают это право Христа (Откр.5, 13). Но признанный или нет, Христос управляет всеми делами земли для завершения вечных планов и намерений (Дан.4, 14). План искупления, сделавшийся историческим фактом посредством Его жизни, смерти и воскресения, шаг за шагом ведет к великому дню победы (см. Откр.19, 15-16).

Возлюбившему нас: делая вывод из содержания всего текста, можно сказать: "Который возлюбил нас". Действительно, любовь Божья, открытая в Иисусе Христе, является историческим фактом, и сегодня Он любит нас так же горячо и преданно, как и тогда, когда Он принес в наивысший дар Своего Сына.
Омывшему: согласно содержанию текста, это слово означает "освободивший". Эта разница возникает при сравнении двух греческих слов: "омыть" и "освободиться". Быть свободным от грехов означает быть освобожденным от наказания и силы греха (см. Рим.6: 16-18, 22).
Кровию Своею: т.е. смертию Христа на кресте. Эта жертва была принесена вместо нас (см. Ис.53, 4-6).

Откровение 1, 6

Царями и священниками: Содержание текста подтверждает ссылку на Исх.19, 6 (ср. с Откр.5, 10). Христос основал из Своей церкви царство, а ее члены являются священниками (ср.1Петр.2, 9). Те, кто принимает спасение во Христе, составляют царство, Царем которого является Христос. Этот текст имеет ввиду царство Божественной благодати в сердцах людей (см. Матф. 4, 17). Священником считается тот, кто приносит жертвы Богу (см. Евр.5, 1; 8, 3). В этом смысле каждый христианин имеет преимущество приносить "духовные жертвы"- молитву, ходатайство, благодарение, славу Богу (см.1Петр. 2: 5, 9). Так как каждый христианин является священником, то он может приближаться к Богу и просить о себе без посредничества другого человека, а также ходатайствовать за других. Христос наш посредник (1Тим.2, 5), и через Него мы имеем преимущество с дерзновением приступать "к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (Евр.4, 15-16).
Богу и Отцу Своему: т.е. Богу, равно как и Отцу Своему.
Слава: английский перевод говорит: "Ему да будет слава", т.е. Христу (см. Откр.
1, 5-6).
Держава: т.е. владычество, власть. Отнести владычество ко Христу означает признать Его как истинного Правителя Вселенной. После воскресения Он получил Свою силу на небе и на земле (Матф.28, 18). Христос достоин бесконечной хвалы со стороны всего человечества за то, что Он одержал победу над грехом и смертью (Кол.2, 15). Сатана подверг сомнению право Христа на славу и владычество. Иоанн оканчивает свое приветствие в письме подтверждением права Христа на владычество.
Во веки и веки: Иоанн говорит о неограниченном во времени праве Христа на славу и владычеству.
Аминь: см.ком. Откр.5, 18.

Откровение 1, 7

Се, грядет: заключительное приветствие в 7 ст. Иоанн заканчивает главной мыслью всего "Откровения", выраженной в словах "се, грядет". Второе пришествие Христа является главной целью, к которой устремлено все. Здесь он использует настоящее время глагола "грядет", чтобы таким путем подчеркнуть действительность этого события, а также его близость (см. Откр.1, 1).

С облаками: см. Деян.1, 9-11 ст.
Пронзили: такое же самое слово Иоанн употребляет в своем Евангелии (19, 10). В переводе семидесяти, по-видимому, неправильно перевели слово в Зах.12, 10. Вместо "пронзили" стоит "они прыгали от радости". Только в одном Евангелии от Иоанна мы встречаем место, где говорится о пронзенном боке Иисуса (Иоан.19, 31-37). Это одинаковое место между двумя книгами говорит о том, что "Откровение", а также и Евангелие от Иоанна были написаны одним автором. Хотя Иоанн и писал на греческом языке, но в обоих случаях он опускает это место так, как переведено в Септуагинте (или семидесяти), и дает ему правильный перевод с еврейского. Это место ясно указывает на то, что лица, ответственные за смерть Христа, воскреснут из мертвых, чтобы быть свидетелями Его пришествия (см. Дан.12, 2). Во время суда Иисус предостерегал иудейских начальников об этой страшной сцене (Матф.26, 64).
Возрыдают: буквально "изранят себя"- согласно древнему обычаю наносить себе раны в знак глубокого горя. Но здесь следует полагать, что страдания будут более душевные, нежели телесные. Это слово отражает угрызения совести нечестивых.

Откровение 1, 8

Альфа и Омега: первая и последняя буквы в греческом алфавите. Эти слова говорят о полноте, обширности и в то же время означают "начало и конец", "первое и последнее" (Откр.22, 13). В этом примере выражение "Господь, Который есть и был и грядет" совпадает с выражением из Откр.1, 4. Тем не менее в стихе 17 выражение "Альфа и Омега"- ясно указывает на Христа, Который также говорит о Себе как о "Первом и Последнем". В Откр.22, 13 слова "Альфа и Омега" относятся ко Христу, как это видно из 16 стиха. Отец и Сын вместе разделяют безграничную вечность времени.
Начало и конец: см.выше.
Господь: Согласно содержанию текста, следует читать: "Господь Бог".
Который есть: см.ком. Откр.1, 4.
Вседержитель: с греческого -"правитель всего". Этот титул часто повторяется в "Откровении": 4, 8; 11, 17; 15, 3; 16, 7.

Откровение 1, 9

Я Иоанн: см.вступление к Откровению.
Соучастник в скорби: по-видимому, не один Иоанн переносил в то время гонения и страдания.
Царствии: т.е.царствии Божественной благодати (см. Матф.4, 17). "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14, 22).
Терпение: буквально при переводе это слово означает "находиться спокойно под гнетом чего-либо". Это проявление самодисциплины и в тяжелых условиях, когда только одно отречение от веры могло принести временный покой. Во Христе Иисусе христианин получает силу спокойно оставаться под давлением (см. Рим.2, 7; Откр.14, 12).

 Иисуса: содержание текста более располагает прочесть "в Иисусе". Человек получает терпение как результат живой связи с Ним.
Был: или "пришлось быть" говорит о том, что остров Патмос не был постоянным местом его жительства, но вследствие обстоятельств Иоанн оказался там.
Патмос: небольшой остров в Эгейском море в 50 милях к юго-востоку от Ефеса. Его территория от севера к югу примерно 10 миль, и от востока к западу - 6 миль. Патмос - скалистый пустынный остров. Его изрезанные скалами берега покрыты заливами. В 77 году по Р. Хр. историк Плиний в своей книге "Естественные истории" писал, что этот остров превратился в уголовную колонию. Не напрасно Иоанн, обращаясь к верующим, называет себя "соучастником в скорбях". Апостол находился на Патмосе как римский узник. Спустя 200 лет Викториус Петац, говоря об "Откровении", писал: "Когда Иоанн писал об этом, он был на работе на острове Патмосе, присужденный к работам на каменоломнях кесарем Домицианом".
За слово: т.е.по причине слова. Греческие толкователи против того мнения, что Иоанн специально попал на этот остров, чтобы там получить видение и записать его. Его слова: "за слово Божие" и "Свидетельство Иисуса" относятся к вдохновенному свидетельству о Евангелии, написанному более 50 лет назад с момента его изгнания. Это и было единственной целью его жизни. Но при Домициане бесстрашное его свидетельство послужило причиной изгнания.

Откровение 1, 10

В духе: т.е. в экстатическом состоянии (экстатическое состояние, по определению Гавкина - душевное состояние, способствующее непосредственному соединению с Божеством). Иоанн утратил всякую связь с земным, и все его существо предалось влиянию и голосу Святого Духа. Естественная сила осязания и восприятия полностью перешла в духовное восприятие.

День воскресный: это выражение, которое во всем Священном Писании появляется только здесь. Оно подвергалось многочисленным толкованиям. Некоторые комментаторы уравнивают этот день с выражением "день Господень", как оно дано в Иоиль.2, 11; Мал.4, 5; Деян.2, 20. Рассматривая это выражение именно в таком разрезе они говорят, что книга "Откровение" обращает наше внимание на последний великий день Господень. И Откр.1, 10 "был в духе в день Господень" также можно понимать как быть перенесенным в видении на много столетий вперед и видеть все события, связанные с днем Господним.
Однако есть достаточно фактов, чтобы опровергнуть такие объяснения. Прежде всего слова "день Господень" очень ярко указывают на великий день Божий, и на греческом языке это так и есть буквально (см.1Кор.5, 5; 2Кор. 1, 14; 1Фес.5, 2; 2Перт.3, 10).
Второе - смысл стихов Откр.1, 9-10 означает, что слова "день Господень" относятся больше ко времени, когда Иоанн видел видение, а не к тому, что он видел.
Следовательно, Иоанн говорит о своем местонахождении. Остров, называемый "Патмос", (ст.9) он указывает как причину своего пребывания там "за Слово Божие" и говорит о своем состоянии во время видения - "в духе".

Все эти скудные предположения указывают на те обстоятельства, при которых было дано видение, и вполне логично прийти к выводу, что следующий факт будет говорить о времени, когда было дано "Откровение". Многие из комментаторов придерживаются этого мнения.
Хотя выражение "в день Господень", - которое встречается в Писании единственное в своем роде, все же этот термин имеет длинную историю. В трудах отцов церкви этот термин - "кириаке хомера"- означает первый день недели, и в современной Греции этот термин означает "воскресенье". Он проник в испанский, французский и другие языки. Поэтому многие богословы считают, что "кириаке хомера" в данном месте относится к воскресенью и что Иоанн не только получил видение в этот день, но также признал этот день, как день Господень, в который воскрес Христос.
Для опровержения такого толкования есть положительные и отрицательные причины. Прежде всего существует так называемый принцип исторического метода, согласно которому любая ссылка или место объясняются только в терминах того времени и в связи с актуальностью этого вопроса, а не историческими данными позднего периода.

Этот принцип имеет важное значение при разрешении вопроса о выражении "день Господень". Хотя этот термин часто встречается и в трудах отцов церкви в значении "воскресения", все же впервые это значение такого выражения мы встречаем во втором столетии, в апокрифическом Евангелии в трудах о Петре, где день воскресения Христа назван "Господень день". Так как этот документ написан по крайней мере три четверти столетия после того, как Иоанн писал Откровение, он не может считаться доказательством того, что слова "день Господень", использованные Иоанном в его дни, относятся к воскресению. Можно привести бесчисленные доказательства того, с какой быстротой слова меняют свое значение. Поэтому для определения значения выражения "день Господень" лучше всего обратиться к Священному Писанию и к литературе.

Исследуя Св. Писание, мы видим, что оно нигде не признает воскресение как день, имеющий какую-нибудь религиозную связь с Богом, но очень часто повторяются такие стихи, где "седьмой день - суббота" назван особым днем Господним. Бог освятил этот день и благословил его (см. Быт.2, 3). Он заявил, что этот день должен быть памятником в Его творческой деятельности (см. Исх.20, 10-11). Он особенным образом подчеркивает этот день и называет его: "святой день Мой" (см. Ис.58, 13). И Иисус назвал себя "Господином субботы" (Марк.2, 28) в том смысле, что, как Господин людей, Он является также Господином того, что Он сделал для человека, т.е. субботы. Следовательно, если эти слова "день Господень" объяснить во свете фактов времени Иоанна, можно только сказать, что это был тот единственный день, который и является седьмым днем - субботой.

Археологические раскопки проливают дополнительный свет на выражение "кириаке хомера". Из найденных папирусов и свитков императорского двора периода римской истории стало известно, что в Египте и Малой Азии словом "куриакос"- мужского рода от слова "куриаке" назывались императорская сокровищница и императорское служение. Это становится особенно понятым, если учесть тот факт, что римского императора часто называли "сокровищница господня" и "служба господня" (перевод с греч). Таким образом, слово "куриакос" было очень известным в римском официальном языке при определении понятий, имеющих прямое отношение к императору. Одно из таких письменных доказательств, принадлежащее к 68 году по Р. Хр., дошло до нас. А отсюда нетрудно сделать вывод, что во дни Иоанна слово "куриакос" было общеупотребительным (Труды Адольфа Дисмана."Свет с дальнего востока", стр.357-361).

На других свитках, принадлежащих к истории Египта и Малой Азии, термин "чебясти", равный греческому "аугустис", т.е. божественный, часто определяет названия дня. Очевидно так отмечались особые дни императора. Некоторые утверждают, что термин "кириаке хомера" употреблялся Иоанном как ссылка на императорский день. Но тем не менее это утверждение сомнительно по двум причинам. Во-первых, хотя в то время императорские дни и носили особое название и хотя термин "куриакос" и употреблялся для обозначения вещей, имеющих отношение к императору, все же нет ни одного примера, чтобы слово "кириаке" было дано для определения императорского дня. Но это не может считаться исчерпывающим доказательством, так как все это принадлежит к глубокой древности.

Во-вторых, возникает другое доказательство против того убеждения, что слова Иоанна "кириаке хомера" имеют отношение к императорскому дню. Это доказательство заслуживает особенного внимания. Как известно, иудеи в первом столетии (см. историю Иосифа Флавия "Война и христиане во втором столетии", см."Мученичество Поликарпа") отказались называть кесаря "куриос", что значит "господень". Невозможно представить себе, чтобы Иоанн мог ссылаться на императорский день, называя его "днем Господним", да и еще в то время, когда он и его собратья христиане были так жестоко преследуемы за отказ поклоняться изображению императора. Гораздо логичней предположить, что Иоанн специально избрал выражение "кириаке хомера" для субботнего дня, чтобы таким образом засвидетельствовать о том, что, как император имеет свои особые дни, так и его Господь, ради Которого он теперь страдает, также имеет Свой особый день.
Как бы трубный: сравнение с трубой указывает на силу и глубину голоса.
Я есмь Алфа: см.8 ст. Принимая во внимание 17-18 стихи, становится очевидным, что в данном случае это название особым образом относится ко Христу.
С 4 по 10 стихи Иоанн, обращаясь к семи церквям, излагает те обстоятельства, при которых ему было дано откровение. Но начиная с 11 стиха, он указывает на Христа как на единственного автора книги "Откровение", потому что еще с первого стиха он заявляет: "Откровение Иисуса Христа". А по смыслу само откровение начинается с 11 стиха.

Откровение 1, 11.

Что ты видишь: в книге "Откровение" зри тельные и слуховые восприятия являются доминирующими. Перед Иоанном в видении, как в панораме, проходили символические картины, которые он описывал с такой определенной точностью и полнотой, на какую только способен человеческий ограниченный язык. Многие из этих символов представляют из себя величайшие истины, далеко превосходящие человеческую возможность выразить их словами. Временами видно, что апостол не в состоянии найти нужных слов для полного описания того, что он видел, как, например, когда он созерцал престол Божий (см 4 гл, 1-6 ст). Тем не менее описание величия Божьего во Вселенной, интенсивность и острота борьбы между Христом и сатаной, слава окончательной победы описаны с редчайшим мастерством и предельной ясностью во всем Писании.
В книгу: греческое слова "библион", свиток. Самое обычное слово, которое употреблялось во дни Иоанна.
Церквам: (семи). Последовательность, с ко торой эти церкви перечисляются здесь, а также во второй и третьей главах, представляет географический план размещения этих церквей и тот порядок, в каком передаются написанные на Патмосе письма в Азию.
Впервые здесь мы встречаемся с выражением "семи церквам" (на русском языке просто говорится "церквам"), входящим в серию числа "семь" в Откровении. Есть также и семь духов (4 ст), семь светильников (12 ст), семь звезд (16 ст), книга, запечатанная семью печатями (5 гл.1 ст), семь рогов и семь глаз Агнца (5 гл.6 ст), семь громов (10, 4), дракон с семью головами и десятью рогами (12, 3), зверь с семью головами (13, 1), семь ангелов с семью чашами, наполненными семью язвами (15, 1), и зверь с семью головами, которые, как сказано, являются и семью горами, и семью царями (17: 3, 9-10). Такие частые повторения числа семь в применении к различным символам носят, конечно, символический характер. Во всем Писании число семь при символическом употреблении обычно выражает полноту, совершенство.
Что касается числа семь в применении к церквям, то оно является не буквальным значением, так как в Азии было больше, чем семь церквей. Например в Кол.1, 2 и 4, 13 упоминаются и другие церкви: Колоссы и Иераполь. Поэтому логично прийти к выводу, что Господь избрал семь церквей, упомянутых здесь, потому что они были типичными как для состояния церкви апостольских времен в целом, так и на протяжении всей христианской эры.
Вести к семи церквам вполне соответствовали состоянию церкви дней Иоанна. Если бы это не было так, тогда эти послания ввели бы в заблуждение верующих в Азии и разочаровали их (см. Откр.1, 3). Иоанн проявил бы себя как лжепророк, если бы вести, написанные им для церквей, не открывали истинного положения церквей и не отвечали бы их духовным запросам. Эти вести были разосланы в то время, когда верующие в Азии переносили большие скорби и переживания, и посланные им слова обличения, утешения и славные обетования поддерживали и ободряли их. Принимая эти послания, верующие Азии должны были таким образом понять в духовном свете драму великой борьбы остатка народа Божьего и твердо верить в окончательное торжество Христа и Его церкви.
Поскольку число семь означает полноту, как об этом уже говорилось выше, вполне разумно поэтому сделать вывод, что эти вести относятся по своему содержанию ко всей церкви на любом этапе ее истории и времени, так как, вне всякого сомнения, отдельные общины на протяжении христианской истории всегда находили и находят в этих вестях все нужное и характерное для себя. Поэтому, вне всякого преувеличения, можно сказать, что эти вести носят универсальный характер, конечно, частично имея отношение ко дням Иоанна, а также, в историческом применении, - ко всем грядущим поколениям. Один писатель - христианин, живший во втором столетии по Р. Хр., писал: "Иоанн пишет к семи церквам, но он говорит ко всем". Хотя, например, весть к Лаодикийской церкви относится особым образом к церкви наших дней, но вести, данные другим церквам, также содержат слова предостережения и наставления, которые очень поучительны для нас.

Откровение 1, 12

Чтобы увидеть голос: то есть чтобы увидеть того, кто говорит.
Светильник: наши современные лампы не имеют ничего общего с лампами древнего образца, которые представляли собой неглубокую чашечку, наполненную маслом, с помещенным туда фитилем.
В 20 стихе светильники, представляют таким образом семь церквей и, следовательно, всю церковь (см.11 ст). Благородный металл, из которого они сделаны, говорит о том, что церковь дорога в очах Божьих. Иоанн видит Христа ходящим среди светильников, что указывает на Его постоянное и неотлучное присутствие в церкви (см. Матф.28, 20; ср. с Кол.1, 18).
Здесь дана ссылка на семь золотых светильников во святом земного святилища (Исх.25, 31-37). Конечно, эти светильники отличаются от семисвечного ветхозаветнего светильника, так как Иоанн видел Христа, ходящего среди них (Откр.1, 13; 2, 1). Эти семь светильников символизируют собою церковь на земле и поэтому, конечно, не могут являться небесной копией семисвечного светильника в земном святилище.

Откровение 1, 13

Сын Человеческий: Эти слова относятся ко Христу. В Новом Завете 80 раз Христос назван "Сыном Человеческим". Иоанн впервые видел Христа в видении. Кто это прославленное существо? Своим видом Он не напоминает ни ангела, ни другое небесное существо, но человека. Он в человеческом теле, хотя и окружен ослепительной славой и величием.
Хотя Иоанн писал книгу на греческом языке, он прибегал к своим родным, арамейским выражениям чаще, чем к греческим (арамейский язык - это еврейский язык новозаветних времен).
В частности, это относится и к выражению "Сын Человеческий", что просто означает "человек". Таким путем можно объяснить и выражение "сыны воскресения" (Лук.20, 36), что просто означает "воскресшие люди"; выражение "сыны царства" (Матф.8, 12) - "люди, достойные быть в царствии"; "сыны гнева" (Ефес.2, 3) - "люди, достойные наказания по причине своих злых дел"; "сыны Валаама" "люди недостойные, ничего не стоящие по своим нравственным и моральным качествам".
Хотя прославленный и являлся Иоанну окруженным неземным величием, все же Он показал Себя ему в виде "человека". Хотя Христос и Был Вечносущий как второе лицо Бога, но Он навсегда останется в однажды принятом Им человеческом образе. Какое утешение сознавать, что наш вознесшийся, прославленный Бог является нашим Братом в человеческом образе и в то же время Богом!
Облеченного в подир: длинная одежда символ достоинства.
Персям: то есть грудям.

Откровение 1, 14

Белы, как белая волна: Иоанн прибегал к всевозможным комбинациям, словосочетаниям, чтобы точнее выразить то, что он видел в видении. Увидев впервые такую ослепительную белизну волос появившегося перед ним Существа, он воспользовался таким сравнением. Но потом он уже прибегал к слову "снег". Возможно, что он вспомнил и описание, данное в Дан.7, 9. Это выражение также может обозначать чистоту или долголетие - "Ветхий днями". . Пламень огненный: то есть "горящее пламя", подчеркивающее величие и блеск Его вида и силу взгляда.

Откровение 1, 15

Халколивану: греческое слово "металл, подобный золоту" и имеющий горящий и освещающий вид.
Раскаленные: "горящие", по содержанию текста - сверкающие, создающие своим блеском такое впечатление.
Вод многих: во дни Иоанна рев океана и удары грома символизировали собой самые мощные и сильные звуки. И в наши дни благодаря своей непревзойденной глубине и величию эти силы природы являются символами Творца.

Откровение 1, 16

Десница: правая рука. Здесь рука Божья олицетворяет Его силу сохранять и поддерживать.
Семь звезд: так символически представлены "ангелы", вестники, посланные к семи церквам (см.20 ст).
Выходил: форма греческого глагола, обозначающего постоянное действие. Силы Христа находятся в постоянном действии, в постоянной работе.
Острый с обеих сторон меч: символически выражен авторитет Христа производить суд. То, что меч был отточен с обеих сторон, говорит о силе Его решений и готовности сотворить суд.
Как солнце: одно из самых ослепительных светил, известных человеку.

Откровение 1, 17

Пал как мертвый: такое состояние было у всех, когда-либо видевших небесные существа во всей их славе (см. Иез.2, 1; Дан.8, 17; 10, 7-10; Деян 9, 4; Ис.6, 5). Человек, удостаивающийся такой чести, при сознании своего нечестия и недостоинства совершенно теряет над собой власть.
Не бойся: обыкновенно в таких случаях пророки были подкреплены прикосновением руки (Дан.8, 18; 10: 8-12, 19; Ис.6, 6-7). Часто небесный гость говорил: "не бойся", чтобы успокоить естественный страх и волнение (Суд.13, 20-22; Лук.1: 13, 30; 2, 10).
Первый и последний: см.ст.8. Употребленное здесь выражение, очевидно, заимствовано из Ис.44, 6.

Откровение 1, 18

И живый: Используется особая форма глагола, обозначающего постоянное пребывание, жизненное состояние. Это заявление приобретает особенное значение ввиду того, что он "был мертв". "Во Христе есть жизнь первоначальная, незаимствованная, неизмеримая" (Ж.В.стр.785). "В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Иоан.1, 4).
И был мертв: ссылка на распятие. Прямое указание на то, что стоящий перед Иоанном был Христос.
И се жив: "Я живу", то есть Я продолжаю жить без конца. Хотя Он умер ради человека, но Он продолжает жить, ибо Он Бог. "Божественность Христа есть надежда каждого христианина на вечную жизнь" (Ж. В.с.580). Слова "Я есмь" имеют значение постоянного бытия и находятся в резком противоречии со словами "я был".
Ключи ада и смерти: "жилище мертвых", могила (Матф.11, 23). Воскресение Христа есть надежда на то, что праведные воскреснут в"воскресение в последний день", чтобы жить вечно (Иоан.11, 24-25; Откр.1, 5).

Откровение 1, 19

Напиши: повторение повеления данного в 11 стихе.
Что есть: некоторые придерживаются того мнения, что эта фраза описывает настоящее историческое положение, в особенности что касается церкви. Они считают, что в противоположность словам "что ты видел"видение о Христе (10-18 ст) - слова "что есть и что будет" относятся к историческим событиям, представленным символически.
Другие придерживаются того мнения, что все эти три выражения просто относятся к тому, что Иоанн видел, видит и к тому, что еще увидит в будущем (11 ст).

Откровение 1, 20

Тайна: "секрет". Имеет отношение к человеку, который посвящается во что-либо, неизвестное другим (Рим.11, 25). В раннехристианский период термин "тайна" не имел того значения, которое имеет этот термин в наши дни. Но это слово не означало того, что можно было знать, понять только тем, кому открывали это. Так Христос сказал Своим ученикам, что им было дано "знать тайны Царствия Небесного", но не всем (Матф.13, 11). Павел говорит о воскресении как о тайне (1Кор.15, 51) и часто ссылается на план спасения (Ефес.3, 3).
В найденных свитках Мертвого моря, в статье "Руководство по вопросам дисциплины" (6 т., стр.91- 92), где речь идет о спасении, мы встречаем подтверждение такого представления о выражении "тайна": "Свет моего сердца проникает в эту тайну". Термин "тайна" часто повторяется в этом свитке. Это выражение было обычно в мистике языческой религии.
Здесь выражение "тайна" относится к "семи звездам" и подчеркивает необходимость в объяснении значения этого символа. Следовательно, в книге "Откровение" слово "тайна" означает загадочный символ, который будет объяснен тем, кто будет соблюдать записанное в этой книге. Символы в книге "Откровение" также означают чудеса и знамения (см.12, 1, и 15, 1).
Семь звезд: см.11 и 16 ст. Настоящий стих является мостом между 12-19 ст. 1-й главы и вестями 2-й и 3-й глав. Он объясняет символы 12 и 16 стихов и прокладывает путь к посланиям для каждой церкви.
Ангелы: буквально "вестники", небесные или же люди. Это слово греческое. Оно применимо и к людям (Матф.11, 10; Марк.1, 2; Лук: 7, 24-27; 9, 52). Предполагается, что ангелы семи церквей представляют собой старейшин, руководителей времен Иоанна и что Господь дал им эти вести, чтобы они передали их своим общинам. Тем не менее, нужно сказать, что, за исключением "ангелов" семи церквей, это слово так, как оно выражено на греческом языке - "ангелов", больше не употребляется Иоанном по отношению к людям во всех 75 примерах. Но, с другой стороны, Бог посылает вести буквальным ангелам через Иоанна и поэтому сравнение руководителей церкви с ангелами остается в силе.
Семь светильников: см. ком. к 12 стиху.
Семь церквей: см.ком.к 4 стиху.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить



Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA