Откр. 2: 1 - 7, 8-11, 12-17, 18-29

Ефес - желанная апостольская церковь



(Откр. 2:1-7)

А. Апостольская церковь является образцом для хрис­тианской церкви всех времен. Искренность, полнота люб­ви, полнота света, миссионерский дух — были преобладаю­щими в период ее расцвета. Есть ли эти качества в нашей духовной жизни? Не говорит ли Христос лично каждому из нас: «Но имею нечто против тебя».

Б. Важность истины о семи церквах.

1. Вообще каждое слово Откровения имеет неизмери­мую цену: «В конце дней у нас еще остается чуднейший ка­мень всех пророчеств — Откровение. Иисус Христос как верный Свидетель дал это Откровение всей Своей церкви, чтобы обратить ее взор на будущий день Его и приготовить ее к этому дню» (Тайна разоблачена).

2. Какое особое значение имеет истина о семи церквах? Семь печатей — внешняя жизнь церкви и ее борьба. Семь труб — наказание павших церквей за непринятие истины.

Семь церквей — внутреннее духовное состояние церкви.

3. Какое особое положение среди всех семи церквей за­нимает апостольская церковь?

Апостольская церковь достойна подражания. Значение слова «Ефес» — желанная. Все замечательные качества найдены в ней. Таким часто представляем себе друга жиз­ни, а Христос — церковь. Чарльз Браун писал: «Здесь мы имеем список прекрасных качеств, за которые каждая цер­ковь может быть благодарна; при упоминании их каждая церковь могла бы радоваться... О, если бы и вы могли ска­зать, если бы знали такую церковь сегодня, — тогда среди окружающего греховного влияния она была бы моральным чудом» (Небесные видения, с. 46,47).

После закрытия центра в Иерусалиме в 68 году по Р. X. во время иудейско-римской войны Ефес занял центральное положение в христианском мире.

I. Первое внимание в истине о церквах — Христу. Откр. 2:1

1. К кому обращается Христос как ангелу Ефесской церкви? 1 ст.

«Ангелу Ефесской церкви» — относится в первую оче­редь к руководителям церкви. «Хотя в адресе каждого посла­ния упоминается ангел церкви, обращение, вне всякого со­мнения, относится к членам церкви» (Баркли, Откр. 60).

2. Какова роль Христа в истине о семи церквах? Откр.

«Вся пророческая структура книги сосредоточена на Христе, Кто является центром всего пророчества... В пер­вых трех главах Сын Божий упоминается по имени или в местоимении 140 раз. Этим подчеркивается факт, что

главной личностью книги Откровение является Иисус» (Рас­крывая Откровение, Р. А. Андерсон, 4).

«Художник создал панораму — портрет Линкольна, но вблизи в чертах портрета можно было прочитать Деклара­цию об освобождении рабов. Книга Откровение раскрывает панораму будущего, но в первую очередь это откровение об Иисусе Христе, умершем за нас, чтобы мы могли жить. В то время, когда медленная, тихая похоронная процессия двигалась по улицам родного города Линкольна, мать-нег­ритянка подняла на плечи своего сына и сказала: «Сынок, внимательно посмотри на него, он умер за тебя». Изучая страницы Откровения, давайте вглядимся в Того, Кто отдал Самого Себя, чтобы освободить нас от смерти и рабства гре­ха» (Раскрывая Откровение, с.5).

II. Положительные черты Ефесской церкви. Откр. 2:2,3.

3. Какой период охватывает Ефесская церковь? «Точные пророческие периоды имеют и точные даты, но там, где нет точного пророческого указания о времени, как, например, в истине о семи церквах, там даты приблизитель­ны» (КАСД на Откр. 2 гл).

Большинство теологов принимают дату ефесского пе­риода — 27—100 гг. по Р. X.

4. Чем характерен город Ефес?

«Ефес называется «городом перемен» из-за меняющегося рельефа местности. Он по справедливости мог представлять собой начало христианской эры, ибо никакой период в ис­тории церкви не свидетельствовал о более решительных пе­ременах в человеческом сознании. Весть Иисуса, вызвав­шая большие изменения, бросила вызов всякой системе мышления. Ничто не могло противостоять прогрессу хри­стианства. Оно было «рождено в шторме, воспитано в цик­лоне и пронеслось по миру подобно урагану. И Ефес, город перемен, символизировал эту новую эру» (Раскрывая От­кровение, с.15).

«Ефес был построен в девятом столетии до Р. X. Храм Дианы, или Артемиды Ефесской, был построен в 480 году до Р. X., а сгорел в ночь рождения Александра Македонско­го в 356 году до Р. X. (подожжен Геростратом, пожелав­шим попасть в историю). Этот храм был одним из семи чудес света: 150 метров длины и 70 метров ширины. Построен из красного дерева, голубого, желтого и бело­го мрамора. Золотые ступени и 127 колонн, высотой 20 метров. Отстраивался 120 лет» (Раскрывая Откро­вение, с.127).

5. Что нам известно об истории Ефесской церкви? Деян. 19:1,2.

Это происходило в 56 г. по Р. X. Эту церковь основал ап. Павел. Как явствует из этого текста и последующих,— всем, кто принимает полноту истины, необходимо прини­мать второе крещение.

В Ефесской церкви в разные времена трудились Павел, Акила и Прискилла, Аполлос, Иоанн и Тимофей. Мария, мать Иисуса, также жила и умерла в Ефесе.

6. Какие положительные черты Ефесской церкви? Откр. 2:2.

«Знаю твои дела» — дела любви. Деян. 2:44—47. «Вначале состояние Ефесской церкви отличалось дет­ской простотой и горячей ревностью... Они с радостью ис­полняли волю Божью, ибо Спаситель пребывал в их сердцах. Все члены были единодушны в своих стремлениях и делах. Они помогали сиротам и вдовам в их нуждах и хранили себя неоскверненными от этого мира» (Деяние, с.616). «Труд твой» — труд благовествования. 1 Фее. 1:7—9. «Они так усердно трудились для своего Господа, что, не­смотря на самое жестокое сопротивление со стороны вра­гов, Евангелие царствия было извещено всем населенным пунктам земного шара. Энергия и рвение последователей Иисуса того времени записаны на страницах Священного Писания для примера и ободрения верующих всех столе­тий» (Деяние, с. 616).

7. Что сказано о терпении Ефесского периода? Откр. 2:3. Обстоятельства, среди которых апостольская церковь про­поведовала Евангелие. Деян. 19:23—29. Не только здесь, но в каждом месте не обходилось без гонений. Деян. 14:19—22. Среди гонений, оскорблений, идолопоклонства, распущен­ности эта церковь проявила терпение. Евр. 10:32—36; 11:36—38.

Терпение нужно и нам. Матф. 24:9—13.

III. Отношение к лжеучениям (Откр. 2:2,6).

8.
Кого представляют из себя «развратные»? Откр. 2:2. Блуд и нечистота всегда пресекались в апостольской церкви. 1 Кор. 5:2—5; 9—11. Но здесь имеются в виду лжеучителя — духовные блудники, которые называют се­бя даже апостолами. 2 Тим. 3:8,9; Деян. 20:29,30. Их особые отличия:

а) учат нарушать закон Божий. 1 Иоан.2:3,4;

б) что воскресение уже было. 2 Тим. 2:16—18;

в) отрицали десятину. 1 Кор. 9:7—14.

9. Что представляют из себя учение и дела николаитов?

«Большинство историков отождествляют их с последова­телями Николая, прозелита из Антиохии, одного из семи диаконов (Деян. 6:5). Мысль заключается в том, что Нико­лай сбился с пути истинного и стал еретиком. Ириней (140—202 гг.), ученик Поликарпа Смирнского, говорит о николаитах, что «они жили, потакая необузданным похотям» (Против ересей, 1,26,3). Ипполит говорит, что Нико­лай был одним из семи, но отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жиз­ни» (Опровержение ересей, 7.24). В «Апостольском уставе» (6.6) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в не­чистоте». (Баркли, Откровение, с.72).

Нарушение супружеской верности, т. е. нарушение седьмой заповеди, николаиты не считали грехом.

Николаиты также отвергали закон о пище: «Николаи­ты — гностическая секта (т. е. соединяющая в себе пункты христианской веры с преданиями язычества и иудейства) в древней христианской церкви, отвергавшая обязанность законов о пище и придерживавшаяся учения о законности удовлетворения всех требований человече­ской природы» (Краткий энц. сп., 431).

И проповедовали растление, которое не поддается описа­нию. 2 Петр. 2:2,3; 10—14.

«Они предавались величайшему распутству под тем предлогом, что христианину будто не дано никакого зако­на. По своему невежеству николаиты превращали Писания себе на погибель» (БУ, 21).

Виновен ли сегодня христианский мир в грехах нико­лаитов?

«Сейчас широко преподается доктрина о том, что Еванге­лие Христа сделало закон Божий ненужным, что через веру мы освобождаемся от необходимости исполнять Слово Божие. Но это доктрина николаитов, которую Христос так безоговорочно осудил» (КАСД, т. 7, с.957).

10. Как относиться к делам николаитов? Откр. 2:6. Грешника любить, а грехи его ненавидеть. Проявлять ра­боту перевоспитания (2 Фее. 3:14—16). После второго и

третьего вразумления оставлять (Тит.3:10,11). Правиль­ное понятие апостольской церкви. 2 Иоан. 1:10,11.

«Христос похвалил Ефесскую церковь за то, что она про­вела отличительную и твердую границу между истиной и заблуждением как в учении, так и в личной жизни лю­дей, и за то, что она заняла твердую позицию против зла» (КАСД, Откр. 2 гл).

IV. Предостережение и побуждения.

Откр. 2:4—7. Как любимому человеку тяжело сказать о его недостатке, так Иисусу приходится говорить с особым чувством: «Но имею нечто против тебя». Это исправление, побуждаемое любовью.

11. Какой величайший грех проник в апостольскую цер­ковь? 4 ст.

Что значит «первая любовь»? — Искреннее покаяние, беспредельная любовь к Богу и ближним, миссионерский дух.

Нет ли этого греха сегодня? Признаки: самоправедность, критика, нет интереса к собраниям, отсутствие миссионер­ского духа, влечение к мирскому, Библия неинтересна.

12. Можно ли возвратить первую любовь? Откр. 2,5,1 ч. «Первая любовь, вопреки понятию многих, возобнов­ляется, если верующий всем сердцем обращается к Иисусу, получает прощение всех грехов и всецело посвящает себя Ему. Такой новообращенный, будучи, возможно, и давним христианином, переживает новые чувства и поет Господу новую хвалебную песнь» (Разбор Откровения, 1919 г.).

13. Чей светильник сдвинет Господь? 5 ст. Если будем постоянно произвольно грешить, даже неви­димо от людей, испытаем на себе угрозу: «Сдвину светиль­ник твой», — но не церкви, а кто не исправится.

14. Какую награду Господь обещает победителю? Откр. 2:7.

«Данное здесь обетование к Ефесской церкви принадле­жит в особенном смысле этого слова всем церквам апо­стольских времен, представленным Ефесской церковью» (КАСД на Откр. 2:7).

Заключение:

Откр. 2:7. Этими словами Христос желал обратить взор верующих от борьбы к награде. Какая бы высокая цена ни была уплачена в этой жизни, чтобы сохранить праведность, чистоту и добродетель, все старания будут щедро вознаг­раждены в будущей жизни.



МУЧЕНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (100—323 гг.)

(Откр. 2:8-11)

А. Верные до смерти получат венец жизни. Б. Границы периода: смерть Иоанна в 100 году и 323 год— год мнимого обращения Константина в христианство.

I. Христос открывается Смирнскому периоду осо­бым образом (8 cm.)

1. Что обозначает слово «Смирна»? (Откр. 2:8). «Слово «Смирна» означает краснокоричневую благоу­хающую смолу, которая добывалась из кустарника в Ара­вии. Эту смолу употребляли для парфюмерии: мазей и бла­говонных курений и как средство для бальзамирования мертвых. Более душистая при трении и раздавливании. Ее ароматный запах несомненно означает, какой приятной бы­ла верность этой церкви Господу».

— Итак, «Смирна» — приятное благоухание.

2. Какова характеристика этого города?

— Ефес — город перемен. Смирна получила название «город жизни». Это один из древнейших городов... единст­венный из семи сохранившихся крупных современных го­родов с населением 270000 человек. Город сильно постра­дал от военных нападений, кровопролития, землетрясений, пожаров и бедствий. Но он все еще стоит. Это действитель­но город жизни. В Смирне (Измире) живет больше хри­стиан, чем в любом другом турецком городе». («Раскрывая Откровение», 20 cmp.).

3. Кто был ангелом Смирнской церкви, когда Иоанн пи­сал это послание? (Откр. 2:8). Поликарп был «ангелом» этой церкви в то время, когда Иоанн писал книгу Откро­вение. Согласно словам Тертулиана, Иринея, Евсевия и Иеронима, апостол сам посвятил его в сан епископа Смир­ны. Предписание требовало, чтобы Поликарп поклонился кесарю как Богу. Его отказ стоил ему жизни. Поликарп был сожжен на костре на склоне горы Пагус в 168 г. по Р. Х. Его мученическая смерть и в такой же мере горькие опыты, че­рез которые прошла Смирнская церковь, хорошо символи­зируют этот период истории церкви («Раскрывая Откро­вение», 20 стр.).

4. Как Христос представился этому периоду? (Откр 2:8; 1:10).

«Алфа и Омега — первый и последний».Подобно тому, как алфавит представляет собой неистощимый материал для выражения, так Иисус Христос и Его любовь представ­ляют неисчерпаемую тему для размышления» («Раскры­вая Откровение», 10 стр.).

— «Который был мертв и се жив» — для Церкви, кото­рую преследовали и членов которой умерщвляли за их ве­ру,— напоминание о том, что Христос жив, имело особен­ное значение» (КАСД на Откр. 2:8).

II. Церковь без недостатка (9 ст.).

5. Что можно сказать о делах Смирнской церкви? (9 ст.. ч. I)?

— Это церковь без недостатка. Почему? «Это был пе­риод великих испытаний, трудностей и преследований. Од­нако эти трудные времена в духовном отношении были для верующих большим благословением. Запомним для себя:

времена материального обилия и роскоши, периоды мира и благоденствия — наиболее трудные, чтобы поддерживать живой энергичный, возрастающий духовный опыт. Для ис­тинных христиан, стремящихся к небу, благосостояние бо­лее страшно, чем преследование» («Драма», 46).

6. Какие три неблагоприятных обстоятельства пережива­ла Смирнская церковь (9 ст.)?

— Скорбь, нищета, злословие. Одного упоминания, что он христианин было достаточно, чтобы быть брошенным на растерзание голодным львам, а народ встречал их смерть рукоплесканием и радостными возгласами: «Слава импера­тору!» Христиан обвиняли во всем. Если наступал голод, болезнь или другие бедствия, народ снова кричал: «Хрис­тиан бросить львам!»

7. Что означают слова: «Ты богат» (Откр. 2:9)?

— Богаты стойкостью веры (Иак.2:5). Да, они были очень богаты в вере и любви, богаты в истинных богатствах небес. Мирское богатство — не ходячая монета в царствии Божьем.

8. Какие люди принесли особые бедствия Смирнскому периоду (Откр. 2:9, посл. ч, Рим. 2:28. 29)?

— Это были люди с необрезанным сердцем. Они пос­тоянно препятствовали проповеди Евангелия (Деян. 13:45, 46; 14:2. 19).

«Тот же самый дух обнаружили они и в Смирне, где при сожжении епископа Поликарпа наибольшее участие при­нимали полные неукротимой ярости евреи. Евреи, которые

распяли Своего Мессию и гнали Его последователей, — действительно «сборище сатанинское».

— «Сборище сатанинское». Англ. перевод стиха гласит: «синагога сатаны». Центром деловой жизни иудеев была синагога, где и составлялись различные заговоры против христиан». (КАСД на Откр. 2:9).

III. Гонения в Смирнском периоде (Откр. 2:10).

9. Каковы были причины гонений (Иоан. 15:18—21)? «В те дни существовало поклонение императору и хри­стиане, желавшие остаться верными Богу в истине, не должны были участвовать в этом... Кроме того, происходи­ли празднества и игры, при которых приносились жертвы идолам. В этих обоих случаях верные Богу христиане долж­ны были стоять в твердом послушании первой и второй за­поведи. И плюс ко всему этому их соседи язычники ложно обвиняли их в самых скверных пороках и преступлениях» («Драма», 48 стр.).

10. Какими двумя советами Господь подкрепляет верую­щих прежде их гонений (Откр. 2:10)?

— «Не бойся» и «будь верен до смерти» — совет всем христианам.

11. Какие императоры участвовали в гонениях на хри­стиан?

— «Эти гонения, начавшиеся еще при Нероне, прибли­зительно со времени мученической смерти Павла, продол­жались с большей или меньшей силой в течение долгих сто­летий» (ВБ., 40 стр.).

— Кто начал гонения в Смирнском периоде? — Доми­циан (81—96 гг.). Причина гонений: «Этот император был чрезвычайно скуп, жаден и отличался подозрительностью. Однажды этот подозрительный тиран услышал, что в Пале­стине живут родственники Иисуса, которые ожидают Его царства. Он повелел отыскать их и когда их привели, он ус­покоился и освободил их лишь тогда, когда увидел, что это были бедные труженики, руки которых были покрыты мозо­лями и которые ожидали небесного, а не земного царства» («Голос истины», №11, 1927 г.).

12. При каких императорах было самое страшное из го­нений?

— При Диоклетиане (285—305 гг.) и Галерии (305— ЗГ1 гг.).

«Четырьмя эдиктами Диоклетиан имел намерение окон­чательно истребить христианство. Первый эдикт предписы­вал

разрушить молитвенные дома христиан, уничтожить книги Св. Писания, закрыть богослужебные собрания, всех исповедующих христианскую религию лишить всех граж­данских прав, в суде чинить над ними насилие и не при­нимать от них жалоб. Приведение в исполнение этого эдик­та ознаменовалось величайшим кровопролитием. Второй эдикт требовал заключения в темницу всех руководящих христианским обществом как политических преступников. Третий эдикт вынуждал заключенных приносить жертвы языческим богам. Приносивших освобождали от тюремного заключения, не желавших приносить подвергали всевоз­можным пыткам. Четвертым эдиктом все христиане пого­ловно принуждались к отречению от христианства... «По­всюду полились ужасающие потоки христианской крови. Люди не останавливались ни перед какой жестокостью, по­сему повсеместно происходили такие ужасы, которых нель­зя описать. Современник гонения Диктанций говорит: «Ес­ли бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не смог бы исчислить всех родов истязаний, которым под­вергались верующие. Свирепость мучителей доходила до того, что мучимых лечили, чтобы мучить снова» («Голос ис­тины», №П, 1927 г.).

— «Скорбь дней десять» — это самое сильное гонение, которое продолжалось десять лет (303—313 гг.). И при им­ператоре Галерии окончилось.

IV. Победители Смирнского периода (Откр. 2:11).

13. Все ли устояли в испытании?

— Некоторые отказались от Бога и истины: «К сожале­нию, слишком многие не обратили внимания на серьез­ное увещание в этот мученический период, когда проверя­лась их верность. Число отпадших было слишком велико» («БУ», 1919 г.).

14. Были ли такие, которые возвратились? «Они молят, чтобы их приняли обратно. Они не могут по­ступить иначе, не могут жить без того, что дало им однажды блаженство» («История человечества», т. 4,186 стр.).

15. Но наряду с проявлением слабости, сколько примеров мужества (Откр. 2:11)?

— Люди могут лишить истинных христиан земной жиз­ни, но они не потерпят вреда от второй смерти, которую ис­пытают на себе их гонители.

— Примеры мужества: «Стойкость мальчика Диоскура среди всех пыток была так велика, что даже наместник

исполненный удивления и сострадания, наконец отпустил его... В Фивах в течение нескольких дней висела на кресте супружеская пара, ободряя друг друга. В Иерусалиме и Антиохии епископы умирали, стойко перенося пытки... В Кар­фагене тюрьма была полна христиан, которых голодом и жаждой хотели принудить к отречению» («История чело­вечества», т. 4, стр. 186.).

— В чем была причина их мужества (1 Иоанн. 4:5; Откр.2:10, 11)?

Заключение: Будем помнить, что гонения весьма необ­ходимы для очищения и духовного роста (Пс. 118:67; Евр. 12:10—12). Важно быть победителями. Готовы ли мы остаться верными божественным принципам до конца? «Изберите лучше бедность, упреки, одиночество и любые страдания, чем осквернение своей души грехом. Лучше смерть, чем бесчестие или нарушение закона Божьего, — таков должен быть девиз каждого христианина». («Свиде­тельства для Церкви», т. 5, 147 стр.).

— «Победитель» — когда ты получишь такое имя? Окон­чательная победа является кульминационным моментом всех побед, одерживаемых нами ежедневно!


ПЕРГАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ (323—538 гг.)

(Откр. 2:12-17)

А. Период Пергамской церкви простирается через три столетия с 323 по 538 гг. Он начинается с мнимого обра­щения императора Константина и оканчивается передачей гражданской власти римско-католической церкви импера­тором Юстинианом (Драма», 52).

Б. Великая перемена — от гонений к дружественным от­ношениям. Соединение мира и Церкви. Посему этот пе­риод справедливо назван «Сатана в Церкви».

I. Как Христос открывается этому периоду (Откр. 2-12)?

1. Кто ангел этого периода (Откр. 2:12)?

— Верные служители этого периода, подобные Антипе.

2. Что обозначает имя «Пергам» (Откр. 2.12)?

— «Возвышение» или «Высокий замок».

«Город располагался на возвышенности и был построен греком Эллианом в 1150 году до Р. X. Это был неприступ­ный царский город. Он стал столицей Асии, когда Аттал III, последний из династии Атталов, передал свое царство Риму в 133 г. до Р. X. («Раскрывая Откровение», 22—23 стр.).

3. Какой резкий контраст между мученической и Пер­гамской церковью?

— Смирна — церковь мучеников. Там тысячи и мил­лионы замученных, костры и пытки. Однако среди великих гонений они оставались верными Господу. Но в период Пергама сатана водрузил свое знамя в христианской Церкви. Вместо гонений появились опасные и заманчивые обольще­ния земного благополучия и светского честолюбия. «Хри­стиан не приходится больше искать, ибо их находят повсю­ду; в войске встречаются христианские офицеры; среди государственных чиновников христиане занимают даже та­кие высокие должности, как должность наместника; в сви­те императора можно найти христианских придворных» («История человечества», т. 4, 186 стр.).

4. Как являет себя Христос этому периоду (Откр. 2:12)?

— Уклоняющемуся от Священного Писания христиан­ству отмечает Себя Сын Человеческий мстящим Судьею с острым с обоих сторон мечом Слова Божьего.

II. В этом периоде «престол сатаны» (13—15 ст.).

5. Кто положил основание «престолу сатаны» в Пергамском периоде (Откр. 2:13, пере. ч.)?

«Пергам был центром сатанинской религии. Христос ска­зал этой церкви: «Ты живешь там, где престол сатаны». Ког­да персы захватили Вавилон, они освободили жителей этого города. Но вавилонские священники позже подняли бунт и были изгнаны из города. «Побежденные халдеи бежали в Малую Азию и учредили свою главную школу в Пергаме... Здесь вне всякого контроля они осуществляли свои рели­гиозные обряды»)( Вильям Бакер. «Лары и пенаты», 232— 233 стр.). Поэтому Пергам стал местом сатанинской систе­мы вавилонских таинств. Эта поддельная религия основыва­лась на претензии, что они навели мост между небом и землей. Правящий монарх стал главой системы. Он имел много титулов, одним из которых был «Понтифекс Максимус». «Понт» означает мост, «Фракцио» — я сделаю и «Максимус» — самый великий. Следовательно, соединив все эти значения вместе, вы получите выражение: «Самый

великий строитель моста» (Быт. 11:1—5). Пергам некото­рое время был центром этого таинственного культа». Но ког­да пергамский царь передал свое царство римлянам, этот священный культ был перенесен в Рим, который с того времени стал центром этой ложной системы вероучения. «Имя», «ключи» и «одежды» — все это впитало в себя отсту­пившее христианство. Пергам, таким образом, стал связую­щим звеном между древним Вавилоном и Римом. Обожест­вление императора вполне естественно началось в этом го­роде. Пергам был городом храмов, самым внушительным из них был храм Зевса. Этот храм был посвящен Асклепию или Эскулапу, «богу змею» или «богу исцелителю». Живой змей всегда жил в храме Зевса как предмет поклонения. Здесь также находилась знаменитая медицинская школа, симво­лом которой был змей, обвивавшийся вокруг чаши. Этот символ дошел до нашего времени как эмблема медицинской профессии» «Раскрывая Откровение», 23—25 стр.).

6. Почему Пергамский период назван престолом сатаны (13ст.)?

— Этот город был центром языческого культа, центром освященного языческого распутства, почему и назван в От­кровении местом жительства сатаны. Именно в этом пе­риоде сатане удалось поставить «престол свой» во многих сердцах чрез принятие ложных языческих учений. Это очень опасный, но поучительный период. Будем бдительны, чтобы различать коварные действия сатаны.

7. Каким образом сатана проявил себя чрез учение Ва­лаама (Откр. 2:14)?

— Учение Валаама — соединение христианства с язы­чеством. Валаам вначале был верным пророком, но за награ­ду присоединился к язычникам (Числ. 22:1—5, 18; 31:15— 16:25,1—3; 2Петр. 2:15; Иуд. 11).

— Роль Валаама в Новом Завете сыграл Понтифекс Максимус — великий строитель мостов — Константин Ве­ликий: «В 325 году Константин, римский император, сыг­рал роль Валаама между язычниками и христианами. Он предрасположил христиан и постепенно соединил с языч­никами. Христиане пошли на уступки и приняли много по­становлений и обрядов языческих, назвав их священными и признав за ними божественное происхождение» («Древняя история Иванова», 246 стр.).

— Особый подход Константина к христианам. Забота —

выдал деньги на проезд и пребывание в Никее с июня до ав­густа 325 года, ввел в палаты; нежный подход и лесть...

«После страшной бури преследований многие из присут­ствующих носили еще на теле следы испытанных муче­ний,— солнечное сияние императорской милости было так приятно, что не все собравшиеся сумели сохранить свою самостоятельность». («История человечества», т. 4, стр. 190-191).

8. Есть ли факты истории, что сатана действительно по­ставил в Пергамском периоде престол своим заблуждениям (14-15ст.)?

— Указ о соблюдении дня солнца: «В 321 году был издан указ о всеобщем соблюдении воскресного дня императором Константином в силу первосвященнической власти, кото­рая принадлежала ему как нмперагору» ( «История хри­стианской Церкви, т. 1,170—171 стр.).

— В 325 году был введен праздник Пасхи: «По правилу Никейского собора (325 г.) Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Первое весеннее полнолуние считать после 21 марта».

— Постановление Лаодикийского собора 364 года об из­менении субботы на воскресенье: «Католическая церковь одна и притом в силу своей власти перенесла еженедель­ный предназначенный к покою день с субботы на воскре­сенье ...абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой суб­ботний день, грозя ослушным церковным проклятием, от­лучением и конфискацией имуществ... Библия говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его», мы же от име­ни нашей церкви и по приказу римского престола говорим: «Нет, святите первый день недели, и мир, весь мир послу­шен ему»У «История мировых государств», 47—48 стр.).

— «В 340 году появились первые монастыри» («Исто­рия человечества», т. 4, 193 стр.).

— Иконы: «Около 440 года впервые отваживаются вне­сти в церковь изображения Христа») («История человече­ства», т. 4, 196 стр.).

— Введение различных праздников: «Церковь желала бы сделать церковную жизнь привлекательной для народ­ных масс и хотела бы чем-нибудь заменить те веселые и бле­стящие языческие праздники, которых народ лишился с пе­реходом в христианство. Первоначально кроме воскресенья

праздновали лишь Пасху в воспоминание смерти и воскре­сения Христа. Затем на Востоке ввели 6 января праздник крещения в воспоминание о крещении Христа» («История человечества, т. 4, 194 стр.).

— Установление праздника Рождества Христова — око­ло 375 г. по Р. X. «На выбор дня его чествования оказало весьма важное влияние то обстоятельство, что весь антич­ный мир привык праздновать 25 декабря как день бога Солнца. Отсюда языческому торжеству надо было проти­вопоставить христианский праздник, посвященный началу истинного солнца мира. Спасителя человечества» («Исто­рия христианской Церкви», Функ, 173 стр.).

— Отнятие ежедневной жертвы от Христа — решение римского собора 503 года, который вступил в силу в 508 го­ду — о ежедневном обряде причастия — евхаристии.

«Поклонение изображениям и реликвиям, заступниче­ство святых, преклонение перед папой, — все это является изобретением сатаны, чтобы отвлечь разум народа от Бога и Его Сына» («ВБ», 568 стр.).

«Теория о бессмертии души принадлежит к одному из тех лжеучений, какие Рим перенял от язычников и внедрил в христианскую религию» («ВБ», 549 стр.).

III. «Опасное сходство»

Вглядываясь в отступившее от истины христианство Пер-гамского периода, мы отчетливо видим в нем не образ Иису­са, а опасное сходство с сатаной и его тайной беззакония.

10. Какие печальные последствия принявших опасное сходство с сатаной (Втор. 32:29; Откр. 2:16)?

— По причине идолопоклонства и распутства с моавитскими женщинами в дни Валаама погибло 24000 человек (Числ. 25:9).

— Сколько же несчастных жертв — тысяч и миллионов погибло от идольских жертв и духовного любодеяния?

— Поэтому звучит призыв к покаянию (Откр. 2:16).

— И искренне покаявшись, никогда не будем заигры­вать с грехом, не будем стирать границ между истиной и са­танинским мраком (2Кор. 6:14—18).

11. Кто же является верным свидетелем Пергамского пе­риода (13 ст.)?

— Конечно, не те, которые имели опасное сходство (при Юлиане, 361—363 гг.): «Улыбки прежних императоров бы­ло достаточно, чтобы обратить массы в христианство; чтобы снова сделать их язычниками, не нужно было даже улыбки

со стороны Юлиана: достаточно было уже того, чтобы они знали, что это угодно ему, и они перестали быть христиана­ми («История человечества», т. 4, 197 стр.).

— Но не так поступали те, которые имели сходство с Иисусом (Откр. 2:13). Антипа (Анти — против; па — со­кращенное «папа»,— против папы). Это имя стало нарица­тельным — один против всех.

«Христианская религия, допустив многие языческие взгляды (сатанинские учения) и став государственной цер­ковью, представляла из себя новое, еще более страшное язычество. Но для того, чтобы теперь против этого свиде­тельствовать, подвергая свою жизнь опасности, также необ­ходим был Антипа, — один против всех, как когда-то в Пергаме против язычества. И если он отстаивал истину до кон­ца от чистого сердца, то должен был, подобно Антипе, запечатлеть свою веру смертью».

12. Какая награда обещана победителю (Откр. 2:17).

— Вместо идольских жертв — сокровенная манна, агельский хлеб.

— «Белый камень» — «В то время судьи на суде для принятия решения применяли белый и черный камень. Бе­лый — для оправдания, черный — для осуждения» («Рас­крывая Откровение», 26 стр.).

— «Новое имя»: «В Библии имя человека часто указыва­ет на его характер» (КАСД на 2 гл. Откр.)

Заключение: «И дам ему новое имя». «Зачерненные пред сатанинским престолом как безбожники и многократно осуж­денные к смерти, стоят они вечно чистые пред Божьим пре­столом, сияя как ослепительно белые драгоценные камни».

— Желаешь ли ты наследовать такое имя?

— Уэсли говорит: «Иаков после своей победы получил новое имя — «Израиль». Желаешь ли ты знать, какое будет твое новое имя? Путь к нему ясен — побеждай! Тогда ты прочтешь это имя на белом камне!»

ФИАТИРА — ЦЕРКОВЬ ПУСТЫНИ (538—1798 гг.)

(Откр. 2:18-29)

А. Четвертый период — самый страшный, называемый в истории «темное средневековье».

Б. Самый продолжительный и изнурительный, во время

которого были использованы все средства, чтобы погубить Церковь: заблуждения, соблазны, насильственное уничто­жение. Имеет полное сходство с последней Церковью — по великой скорби (Дан. 12:1).

— Самое длинное послание церкви, расположенной в самом маленьком из всех городов Асии. Но проблемы этой церкви не были незначительными.

I. Необычная характеристика Фиатиры (Откр. 2:18)

1. Каково значение имени «Фиатира»?

— «Фыа» — неутомимая; «тирос» — жертва, т. е. неу­томимая жертва.

— Начало и конец периода: указ Юстиниана от 533 года вошел в силу в 538 году. Папа был признан главою всей церкви и владетелем Рима. В 1798 году папа был пленен и умер (Откр. 13:10).

2. Какова характеристика города Фиатира?

— «Слабый сделался сильным».

— «Сам город возник — построен Селевком, одним из генералов Александра Македонского в 280 году до Р. X. Церковь связана с действием женщин: первую весть о спа­сении принесла Лидия, уверовавшая в Филиппах (Деян. 16:13—15). И особый вред принесла женщина, которую Иоанн символизирует под именем Иезавели, «Одной из до­стопримечательностей Фиатиры был оракул Самбате, жен­щина-пророчица. Именно от этой Самбате шло порочное влияние на Фиатирскую церковь» (Баркли. «Откровение», 110—111 стр.).

3. Как представился Спаситель Фиатирской церкви (Откр. 2:18).

«Церкви, которая при всех своих делах любви позволяет себя вводить в заблуждение,— отмечает себя Иисус Сыном Божьим. От Его пламенного взора не скрыты никакие жерт­вы и дела любви и в свое время Он отделит безбожие и вся­кий обман, как золотоплавильщик шлак» («БУ», 15/11, 1919г.).

II. Это период наибольшей тьмы заблуждении (20 ст.).

4. Почему символом источника заблуждений взята Иезавель?

— Этот период имеет наиболее яркое сравнение с пе­риодом Иезавели. Вредное влияние Иезавели на правите­ля и народ израильский соответствует воздействию папст­ва

правителей и народ темного средневековья. Иезавель ввела идолопоклонство и Израиль стал служить Ваалу — языческому богу солнца (3Цар. 16:31—33; 4Цар. 18:4, 13). То же совершило папство в Фиатирском перио­де с 538 по 1798 гг.

5. Почему папство запретило людям читать Слово Божье (Откр. 11:3).?

— Чтобы легче было обманывать людей.

— «Облечены во вретище» — вретище являлось обыч­ным выражением скорби (2Цар. 3:31) и раскаяния (Ион. 3:6—8). Следовательно, Писание здесь изображено в скор­би и печали во время господства человеческих традиций» (КАСД на Откр. 11:3).

— В 1229 году Тулузский собор по настоянию папы за­претил мирянам чтение Священного Писания, а собор Тарраконский 1234 года запретил читать Библию как миря­нам, так и духовным». (История христианской Церкви, т. 2, 290 стр.).

6. Каким образом и когда был изменен закон Божий (Дан. 7:25)?

— Суббота вначале была устранена как день покоя в 364 году на Даодикийском соборе, но в течение столетий на каждом из соборов попиралась все более и более.

— В 787 году на седьмом соборе в Никее было введено иконопочитание, и таким образом устранена вторая запо­ведь закона Божия.

7. Какое еще заблуждение проникло в христианскую Церковь?

«Таким образом в христианскую веру проникли серьез­ные заблуждения. Главными среди них были: вера в естест­венное бессмертие человека и его сознательное состояние после смерти... Отсюда также возникло лжеучение о вечных муках» ("ВБ", 48 стр.).

8. Как извратил Рим учение о прощении (1Иоан. 2:1-2)?

«И еще в одном вымысле нуждался Рим, чтобы исполь­зовать страх и пороки своих приверженцев. Это было уче­ние об индульгенциях. Было обещано полное прощение грехов в прошлом, настоящем и будущем, а также осво­бождение от всех мук и наказаний тем, кто будет участ­вовать в войнах, проводимых Понтифексом... Народ учи­ли, что уплативши деньги Церкви, он освобождался от

грехов, а также могли спасти души умерших друзей» («ВБ»,48 стр.).

— Дошло до того, что уплатив деньги, можно было полу­чить прощение даже будущих грехов.

9. Каким образом папа заменил собой Христа (2Фес. 2:7)?

«Вера во Христа, истинное основание, была перенесена на папу. Вместо того, чтобы уповать на Сына Божия, даю­щего прощение грехов и вечное спасение, народ взирал на папу, на священников и прелатов» («ВБ», 44 стр.).

«Дело дошло до того, что папу открыто стали называть антихристом, сидящем в храме Божьем и распоряжающие­ся с таким самовластием, как будто он сам был Богом». («История человечества»,т. 6, 273 стр.).

— Представим себе, как трудно было детям Божьим жить в обстановке папского режима. Было два пути — или согласиться с папством, или отстаивать истину, что влекло за собой гонение и смерть.

III. Это период насильственного уничтожения детей Божьих (18 ст., втор. ч. и 19 ст.).

«Фиатира — это средняя церковь из семи и, следова­тельно, является как бы символом церкви средневековья» («Раскрывая Откровение», 30 стр.).

10. Почему ноги Христа представлены как подобные хал-коливану (Откр. 2:18)?

— Ноги, подобные халколивану — ливанской раскален­ной меди — символ того, что Христос ходит с Церковью в горниле страданий темного средневековья.

11. Можно ли представить себе эту раскаленную печь ог­ненных испытаний?

— Сравнение с мученической Смирнской церковью:

«Языческий Рим уничтожал тысячи, а духовный — миллионы».

— Ужасы папской инквизиции нельзя описать: «Собра­лось крестоносное войско в 100000 человек. Тогда-то, имен­но во время завоевания города Безьера, папским легатом было произнесено ужасное слово. Когда победители спра­шивали его, что им делать, так как они не могут различить добрых от злых, он ответил им: «Убивайте всех. Господь разберет Своих» («История христианской Церкви», т. 2, 289стр.).

«Путь, пройденный римским престолом, — кровавый путь, адский путь. Присмотритесь к нему: «Справа и слева

он окаймлен тысячами костров, сотнями тысяч эшафотов. С треском и шуршанием подымают они свои огненные языки к небу, а вокруг растекаются потоки человеческой крови, человеческие тела корчатся в этой огненной лаве... Мимо нас проходят тени миллионов страдальцев; их глаза закры­лись во мгле темниц, их члены разорваны, тело изрублено и поругано, а душа надломлена, оплевана и обесчещена... Что за путь? И чем дальше, тем хуже, тем больше мук, стра­даний и слез. И это путь римского престола — путь намест­ника Христа? Воистину пытка, эшафот и костер стали вер­ными апостолами римского первосвященника» («История мировых государств», 37—38 стр.).

12. С какой похвалой отзывается Господь о верных этой церкви (Откр. 2:19, втор. ч.)?

— Эта церковь действительно достойна двойной по­хвалы.

«Один кельтский апостол молился в 600-м году: «Ах, Бо­же, зажги во мне огонь Твоей божественной любви, чтобы Твое божественное пламя всегда во мне горело». Кельтские миссионеры несли свет Евангелия Голландии, Швейцарии, Германии и т. д. В последующих столетиях выступили уче­ники Клавдия, нищие Лиона, вальденцы и другие. Они, странствуя в истинно апостольском смирении, ходили по домам и проповедовали Евангелие. Они проповедуют и учат в лесах, в лощинах, всегда гонимые плотской церковью... Любовь их — свет на их темной стезе, а Евангелие — их сила... Ремесленник, занятый днем работой для жизни,— пользуется ночью. Если это иначе нельзя сделать, они и ночью пускаются в брод через реку, чтобы навестить там друга и наставить его Евангелию. О таких мог Господь ска­зать: «Последние дела твои лучше первых» («БУ», 15/2, 1919г.).

14. Что поэтому обозначают слова «последние дела твои лучше первых» (Откр. 2:19, поел. ч.)?

— Перемена произошла в конце фиатирского периода, когда вошла в силу Реформация. Такие мужи, как Лютер, Нокс, Кальвин, Цвингли и десятки других пришли, чтобы обратить людей снова к Богу. Вальденсы, альбигойцы, богемско-моравские братья начали соблюдать библейскую субботу и воспитывали детей в чистом понимании истины. Перевод Библии на родной язык. Оживление дела Божьего. Открытое выступление против папства: «Они открыто ста­ли проповедовать на улицах города, странствовали по

окружающим местам, проникали в дома, проповедовали даже в церквах» («История христианской церкви», т. 2, 286— 287 стр.).

IV. Факты, на которые следует обратить внимание (21-29 cm.)-

15. Какие предостережения даны гонителям Церкви (21-23 ст.)?

— Что в случае непокаяния они получат возмездие за свои дела. В этом великом периоде Бог показал, что Он есть великий Судия. И в доказательство, что будет вечный суд «по делам», Бог для примера показал возмездие над папст­вом (Откр. 13:10). Нашествия вандалов, арабов и другие события были наказанием за истребление невинных детей Божьих и за непринятие истины.

16. Что из себя представляют глубины сатанинские (Откр. 2:24)?

— Заблуждения, прикрытые мантией религии. К приме­ру: смерть открывала ложь и лукавство сатаны, но сатана своим учением превратил смерть в жизнь; одни идут в рай, а другие в ад; чего нет в Священном Писании. Из врага сде­лался другом, могилу превратил в райское блаженство. Особо опасным в период средневековья, как и в наши дни, было приспособление к мирским обычаям и нравам,— это глубины сатанинские: «Приспосабливаясь к мирским обы­чаям и нравам, люди дошли до такого умственного отупления, что кажется совершенно утратили способность раз­личать свет от тьмы и истину от заблуждения («ПЦ», 151 стр.).

— Чем ближе заблуждение к истине, тем опаснее глу­бины сатанинские. Чистота от греха, удаление от всего мирского, соблюдение в страхе Божьем всех заповедей, — есть единственная гарантия от глубин сатанинских.

17. Что ободряло верных этого периода (Откр. 2:25) ?

— Близость пришествия Христа. Церковь в пустыне до­стигла начала времени конца — периода шестой печати, который начался 1 ноября 1755 года. Тем более сегодня ободряет близость Его пришествия, когда мы живем у две­рей этого великого события.

18. Как в свое время поменяются местами гонители и го­нимые (Откр. 2:26, 27)?

— Святые — гонимые и страдальцы — станут судьями. Они будут судить и исполнять приговор вместе со Христом (Откр. 20:4; Псал. 149:9).

19. Какую славную награду обещает Бот победителям (Откр. 2:27-28)?

— «Власть над язычниками». Когда Господь примет царство славы, то и спасенные будут вместе с Ним царствовать Вместе с Иисусом они будут совершать над ними суд (1Кор. 6:2).

Заключение: «Наш разум, воля, чувства — все это должно быть подчинено контролю Слова Божьего, и тог­да посредством работы Святого Духа все заповеди Слова Божьего станут принципами жизни. «Тому кто побежда­ет, дам звезду утреннюю».


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить



Anti-spam: complete the taskJoomla CAPTCHA