Ефес - желанная апостольская церковь
(Откр. 2:1-7)
А. Апостольская церковь является образцом для христианской церкви всех времен. Искренность, полнота любви, полнота света, миссионерский дух — были преобладающими в период ее расцвета. Есть ли эти качества в нашей духовной жизни? Не говорит ли Христос лично каждому из нас: «Но имею нечто против тебя».
Б. Важность истины о семи церквах.
1. Вообще каждое слово Откровения имеет неизмеримую цену: «В конце дней у нас еще остается чуднейший камень всех пророчеств — Откровение. Иисус Христос как верный Свидетель дал это Откровение всей Своей церкви, чтобы обратить ее взор на будущий день Его и приготовить ее к этому дню» (Тайна разоблачена).
2. Какое особое значение имеет истина о семи церквах? Семь печатей — внешняя жизнь церкви и ее борьба. Семь труб — наказание павших церквей за непринятие истины.
Семь церквей — внутреннее духовное состояние церкви.
3. Какое особое положение среди всех семи церквей занимает апостольская церковь?
Апостольская церковь достойна подражания. Значение слова «Ефес» — желанная. Все замечательные качества найдены в ней. Таким часто представляем себе друга жизни, а Христос — церковь. Чарльз Браун писал: «Здесь мы имеем список прекрасных качеств, за которые каждая церковь может быть благодарна; при упоминании их каждая церковь могла бы радоваться... О, если бы и вы могли сказать, если бы знали такую церковь сегодня, — тогда среди окружающего греховного влияния она была бы моральным чудом» (Небесные видения, с. 46,47).
После закрытия центра в Иерусалиме в 68 году по Р. X. во время иудейско-римской войны Ефес занял центральное положение в христианском мире.
I. Первое внимание в истине о церквах — Христу. Откр. 2:1
1. К кому обращается Христос как ангелу Ефесской церкви? 1 ст.
«Ангелу Ефесской церкви» — относится в первую очередь к руководителям церкви. «Хотя в адресе каждого послания упоминается ангел церкви, обращение, вне всякого сомнения, относится к членам церкви» (Баркли, Откр. 60).
2. Какова роль Христа в истине о семи церквах? Откр.
«Вся пророческая структура книги сосредоточена на Христе, Кто является центром всего пророчества... В первых трех главах Сын Божий упоминается по имени или в местоимении 140 раз. Этим подчеркивается факт, что
главной личностью книги Откровение является Иисус» (Раскрывая Откровение, Р. А. Андерсон, 4).
«Художник создал панораму — портрет Линкольна, но вблизи в чертах портрета можно было прочитать Декларацию об освобождении рабов. Книга Откровение раскрывает панораму будущего, но в первую очередь это откровение об Иисусе Христе, умершем за нас, чтобы мы могли жить. В то время, когда медленная, тихая похоронная процессия двигалась по улицам родного города Линкольна, мать-негритянка подняла на плечи своего сына и сказала: «Сынок, внимательно посмотри на него, он умер за тебя». Изучая страницы Откровения, давайте вглядимся в Того, Кто отдал Самого Себя, чтобы освободить нас от смерти и рабства греха» (Раскрывая Откровение, с.5).
II. Положительные черты Ефесской церкви. Откр. 2:2,3.
3. Какой период охватывает Ефесская церковь? «Точные пророческие периоды имеют и точные даты, но там, где нет точного пророческого указания о времени, как, например, в истине о семи церквах, там даты приблизительны» (КАСД на Откр. 2 гл).
Большинство теологов принимают дату ефесского периода — 27—100 гг. по Р. X.
4. Чем характерен город Ефес?
«Ефес называется «городом перемен» из-за меняющегося рельефа местности. Он по справедливости мог представлять собой начало христианской эры, ибо никакой период в истории церкви не свидетельствовал о более решительных переменах в человеческом сознании. Весть Иисуса, вызвавшая большие изменения, бросила вызов всякой системе мышления. Ничто не могло противостоять прогрессу христианства. Оно было «рождено в шторме, воспитано в циклоне и пронеслось по миру подобно урагану. И Ефес, город перемен, символизировал эту новую эру» (Раскрывая Откровение, с.15).
«Ефес был построен в девятом столетии до Р. X. Храм Дианы, или Артемиды Ефесской, был построен в 480 году до Р. X., а сгорел в ночь рождения Александра Македонского в 356 году до Р. X. (подожжен Геростратом, пожелавшим попасть в историю). Этот храм был одним из семи чудес света: 150 метров длины и 70 метров ширины. Построен из красного дерева, голубого, желтого и белого мрамора. Золотые ступени и 127 колонн, высотой 20 метров. Отстраивался 120 лет» (Раскрывая Откровение, с.127).
5. Что нам известно об истории Ефесской церкви? Деян. 19:1,2.
Это происходило в 56 г. по Р. X. Эту церковь основал ап. Павел. Как явствует из этого текста и последующих,— всем, кто принимает полноту истины, необходимо принимать второе крещение.
В Ефесской церкви в разные времена трудились Павел, Акила и Прискилла, Аполлос, Иоанн и Тимофей. Мария, мать Иисуса, также жила и умерла в Ефесе.
6. Какие положительные черты Ефесской церкви? Откр. 2:2.
«Знаю твои дела» — дела любви. Деян. 2:44—47. «Вначале состояние Ефесской церкви отличалось детской простотой и горячей ревностью... Они с радостью исполняли волю Божью, ибо Спаситель пребывал в их сердцах. Все члены были единодушны в своих стремлениях и делах. Они помогали сиротам и вдовам в их нуждах и хранили себя неоскверненными от этого мира» (Деяние, с.616). «Труд твой» — труд благовествования. 1 Фее. 1:7—9. «Они так усердно трудились для своего Господа, что, несмотря на самое жестокое сопротивление со стороны врагов, Евангелие царствия было извещено всем населенным пунктам земного шара. Энергия и рвение последователей Иисуса того времени записаны на страницах Священного Писания для примера и ободрения верующих всех столетий» (Деяние, с. 616).
7. Что сказано о терпении Ефесского периода? Откр. 2:3. Обстоятельства, среди которых апостольская церковь проповедовала Евангелие. Деян. 19:23—29. Не только здесь, но в каждом месте не обходилось без гонений. Деян. 14:19—22. Среди гонений, оскорблений, идолопоклонства, распущенности эта церковь проявила терпение. Евр. 10:32—36; 11:36—38.
Терпение нужно и нам. Матф. 24:9—13.
III. Отношение к лжеучениям (Откр. 2:2,6).
8. Кого представляют из себя «развратные»? Откр. 2:2. Блуд и нечистота всегда пресекались в апостольской церкви. 1 Кор. 5:2—5; 9—11. Но здесь имеются в виду лжеучителя — духовные блудники, которые называют себя даже апостолами. 2 Тим. 3:8,9; Деян. 20:29,30. Их особые отличия:
а) учат нарушать закон Божий. 1 Иоан.2:3,4;
б) что воскресение уже было. 2 Тим. 2:16—18;
в) отрицали десятину. 1 Кор. 9:7—14.
9. Что представляют из себя учение и дела николаитов?
«Большинство историков отождествляют их с последователями Николая, прозелита из Антиохии, одного из семи диаконов (Деян. 6:5). Мысль заключается в том, что Николай сбился с пути истинного и стал еретиком. Ириней (140—202 гг.), ученик Поликарпа Смирнского, говорит о николаитах, что «они жили, потакая необузданным похотям» (Против ересей, 1,26,3). Ипполит говорит, что Николай был одним из семи, но отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни» (Опровержение ересей, 7.24). В «Апостольском уставе» (6.6) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». (Баркли, Откровение, с.72).
Нарушение супружеской верности, т. е. нарушение седьмой заповеди, николаиты не считали грехом.
Николаиты также отвергали закон о пище: «Николаиты — гностическая секта (т. е. соединяющая в себе пункты христианской веры с преданиями язычества и иудейства) в древней христианской церкви, отвергавшая обязанность законов о пище и придерживавшаяся учения о законности удовлетворения всех требований человеческой природы» (Краткий энц. сп., 431).
И проповедовали растление, которое не поддается описанию. 2 Петр. 2:2,3; 10—14.
«Они предавались величайшему распутству под тем предлогом, что христианину будто не дано никакого закона. По своему невежеству николаиты превращали Писания себе на погибель» (БУ, 21).
Виновен ли сегодня христианский мир в грехах николаитов?
«Сейчас широко преподается доктрина о том, что Евангелие Христа сделало закон Божий ненужным, что через веру мы освобождаемся от необходимости исполнять Слово Божие. Но это доктрина николаитов, которую Христос так безоговорочно осудил» (КАСД, т. 7, с.957).
10. Как относиться к делам николаитов? Откр. 2:6. Грешника любить, а грехи его ненавидеть. Проявлять работу перевоспитания (2 Фее. 3:14—16). После второго и
третьего вразумления оставлять (Тит.3:10,11). Правильное понятие апостольской церкви. 2 Иоан. 1:10,11.
«Христос похвалил Ефесскую церковь за то, что она провела отличительную и твердую границу между истиной и заблуждением как в учении, так и в личной жизни людей, и за то, что она заняла твердую позицию против зла» (КАСД, Откр. 2 гл).
IV. Предостережение и побуждения.
Откр. 2:4—7. Как любимому человеку тяжело сказать о его недостатке, так Иисусу приходится говорить с особым чувством: «Но имею нечто против тебя». Это исправление, побуждаемое любовью.
11. Какой величайший грех проник в апостольскую церковь? 4 ст.
Что значит «первая любовь»? — Искреннее покаяние, беспредельная любовь к Богу и ближним, миссионерский дух.
Нет ли этого греха сегодня? Признаки: самоправедность, критика, нет интереса к собраниям, отсутствие миссионерского духа, влечение к мирскому, Библия неинтересна.
12. Можно ли возвратить первую любовь? Откр. 2,5,1 ч. «Первая любовь, вопреки понятию многих, возобновляется, если верующий всем сердцем обращается к Иисусу, получает прощение всех грехов и всецело посвящает себя Ему. Такой новообращенный, будучи, возможно, и давним христианином, переживает новые чувства и поет Господу новую хвалебную песнь» (Разбор Откровения, 1919 г.).
13. Чей светильник сдвинет Господь? 5 ст. Если будем постоянно произвольно грешить, даже невидимо от людей, испытаем на себе угрозу: «Сдвину светильник твой», — но не церкви, а кто не исправится.
14. Какую награду Господь обещает победителю? Откр. 2:7.
«Данное здесь обетование к Ефесской церкви принадлежит в особенном смысле этого слова всем церквам апостольских времен, представленным Ефесской церковью» (КАСД на Откр. 2:7).
Заключение:
Откр. 2:7. Этими словами Христос желал обратить взор верующих от борьбы к награде. Какая бы высокая цена ни была уплачена в этой жизни, чтобы сохранить праведность, чистоту и добродетель, все старания будут щедро вознаграждены в будущей жизни.
МУЧЕНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (100—323 гг.)
(Откр. 2:8-11)
А. Верные до смерти получат венец жизни. Б. Границы периода: смерть Иоанна в 100 году и 323 год— год мнимого обращения Константина в христианство.
I. Христос открывается Смирнскому периоду особым образом (8 cm.)
1. Что обозначает слово «Смирна»? (Откр. 2:8). «Слово «Смирна» означает краснокоричневую благоухающую смолу, которая добывалась из кустарника в Аравии. Эту смолу употребляли для парфюмерии: мазей и благовонных курений и как средство для бальзамирования мертвых. Более душистая при трении и раздавливании. Ее ароматный запах несомненно означает, какой приятной была верность этой церкви Господу».
— Итак, «Смирна» — приятное благоухание.
2. Какова характеристика этого города?
— Ефес — город перемен. Смирна получила название «город жизни». Это один из древнейших городов... единственный из семи сохранившихся крупных современных городов с населением 270000 человек. Город сильно пострадал от военных нападений, кровопролития, землетрясений, пожаров и бедствий. Но он все еще стоит. Это действительно город жизни. В Смирне (Измире) живет больше христиан, чем в любом другом турецком городе». («Раскрывая Откровение», 20 cmp.).
3. Кто был ангелом Смирнской церкви, когда Иоанн писал это послание? (Откр. 2:8). Поликарп был «ангелом» этой церкви в то время, когда Иоанн писал книгу Откровение. Согласно словам Тертулиана, Иринея, Евсевия и Иеронима, апостол сам посвятил его в сан епископа Смирны. Предписание требовало, чтобы Поликарп поклонился кесарю как Богу. Его отказ стоил ему жизни. Поликарп был сожжен на костре на склоне горы Пагус в 168 г. по Р. Х. Его мученическая смерть и в такой же мере горькие опыты, через которые прошла Смирнская церковь, хорошо символизируют этот период истории церкви («Раскрывая Откровение», 20 стр.).
4. Как Христос представился этому периоду? (Откр 2:8; 1:10).
«Алфа и Омега — первый и последний».Подобно тому, как алфавит представляет собой неистощимый материал для выражения, так Иисус Христос и Его любовь представляют неисчерпаемую тему для размышления» («Раскрывая Откровение», 10 стр.).
— «Который был мертв и се жив» — для Церкви, которую преследовали и членов которой умерщвляли за их веру,— напоминание о том, что Христос жив, имело особенное значение» (КАСД на Откр. 2:8).
II. Церковь без недостатка (9 ст.).
5. Что можно сказать о делах Смирнской церкви? (9 ст.. ч. I)?
— Это церковь без недостатка. Почему? «Это был период великих испытаний, трудностей и преследований. Однако эти трудные времена в духовном отношении были для верующих большим благословением. Запомним для себя:
времена материального обилия и роскоши, периоды мира и благоденствия — наиболее трудные, чтобы поддерживать живой энергичный, возрастающий духовный опыт. Для истинных христиан, стремящихся к небу, благосостояние более страшно, чем преследование» («Драма», 46).
6. Какие три неблагоприятных обстоятельства переживала Смирнская церковь (9 ст.)?
— Скорбь, нищета, злословие. Одного упоминания, что он христианин было достаточно, чтобы быть брошенным на растерзание голодным львам, а народ встречал их смерть рукоплесканием и радостными возгласами: «Слава императору!» Христиан обвиняли во всем. Если наступал голод, болезнь или другие бедствия, народ снова кричал: «Христиан бросить львам!»
7. Что означают слова: «Ты богат» (Откр. 2:9)?
— Богаты стойкостью веры (Иак.2:5). Да, они были очень богаты в вере и любви, богаты в истинных богатствах небес. Мирское богатство — не ходячая монета в царствии Божьем.
8. Какие люди принесли особые бедствия Смирнскому периоду (Откр. 2:9, посл. ч, Рим. 2:28. 29)?
— Это были люди с необрезанным сердцем. Они постоянно препятствовали проповеди Евангелия (Деян. 13:45, 46; 14:2. 19).
«Тот же самый дух обнаружили они и в Смирне, где при сожжении епископа Поликарпа наибольшее участие принимали полные неукротимой ярости евреи. Евреи, которые
распяли Своего Мессию и гнали Его последователей, — действительно «сборище сатанинское».
— «Сборище сатанинское». Англ. перевод стиха гласит: «синагога сатаны». Центром деловой жизни иудеев была синагога, где и составлялись различные заговоры против христиан». (КАСД на Откр. 2:9).
III. Гонения в Смирнском периоде (Откр. 2:10).
9. Каковы были причины гонений (Иоан. 15:18—21)? «В те дни существовало поклонение императору и христиане, желавшие остаться верными Богу в истине, не должны были участвовать в этом... Кроме того, происходили празднества и игры, при которых приносились жертвы идолам. В этих обоих случаях верные Богу христиане должны были стоять в твердом послушании первой и второй заповеди. И плюс ко всему этому их соседи язычники ложно обвиняли их в самых скверных пороках и преступлениях» («Драма», 48 стр.).
10. Какими двумя советами Господь подкрепляет верующих прежде их гонений (Откр. 2:10)?
— «Не бойся» и «будь верен до смерти» — совет всем христианам.
11. Какие императоры участвовали в гонениях на христиан?
— «Эти гонения, начавшиеся еще при Нероне, приблизительно со времени мученической смерти Павла, продолжались с большей или меньшей силой в течение долгих столетий» (ВБ., 40 стр.).
— Кто начал гонения в Смирнском периоде? — Домициан (81—96 гг.). Причина гонений: «Этот император был чрезвычайно скуп, жаден и отличался подозрительностью. Однажды этот подозрительный тиран услышал, что в Палестине живут родственники Иисуса, которые ожидают Его царства. Он повелел отыскать их и когда их привели, он успокоился и освободил их лишь тогда, когда увидел, что это были бедные труженики, руки которых были покрыты мозолями и которые ожидали небесного, а не земного царства» («Голос истины», №11, 1927 г.).
12. При каких императорах было самое страшное из гонений?
— При Диоклетиане (285—305 гг.) и Галерии (305— ЗГ1 гг.).
«Четырьмя эдиктами Диоклетиан имел намерение окончательно истребить христианство. Первый эдикт предписывал
разрушить молитвенные дома христиан, уничтожить книги Св. Писания, закрыть богослужебные собрания, всех исповедующих христианскую религию лишить всех гражданских прав, в суде чинить над ними насилие и не принимать от них жалоб. Приведение в исполнение этого эдикта ознаменовалось величайшим кровопролитием. Второй эдикт требовал заключения в темницу всех руководящих христианским обществом как политических преступников. Третий эдикт вынуждал заключенных приносить жертвы языческим богам. Приносивших освобождали от тюремного заключения, не желавших приносить подвергали всевозможным пыткам. Четвертым эдиктом все христиане поголовно принуждались к отречению от христианства... «Повсюду полились ужасающие потоки христианской крови. Люди не останавливались ни перед какой жестокостью, посему повсеместно происходили такие ужасы, которых нельзя описать. Современник гонения Диктанций говорит: «Если бы у меня были сотни уст и железная грудь, то и тогда я не смог бы исчислить всех родов истязаний, которым подвергались верующие. Свирепость мучителей доходила до того, что мучимых лечили, чтобы мучить снова» («Голос истины», №П, 1927 г.).
— «Скорбь дней десять» — это самое сильное гонение, которое продолжалось десять лет (303—313 гг.). И при императоре Галерии окончилось.
IV. Победители Смирнского периода (Откр. 2:11).
13. Все ли устояли в испытании?
— Некоторые отказались от Бога и истины: «К сожалению, слишком многие не обратили внимания на серьезное увещание в этот мученический период, когда проверялась их верность. Число отпадших было слишком велико» («БУ», 1919 г.).
14. Были ли такие, которые возвратились? «Они молят, чтобы их приняли обратно. Они не могут поступить иначе, не могут жить без того, что дало им однажды блаженство» («История человечества», т. 4,186 стр.).
15. Но наряду с проявлением слабости, сколько примеров мужества (Откр. 2:11)?
— Люди могут лишить истинных христиан земной жизни, но они не потерпят вреда от второй смерти, которую испытают на себе их гонители.
— Примеры мужества: «Стойкость мальчика Диоскура среди всех пыток была так велика, что даже наместник
исполненный удивления и сострадания, наконец отпустил его... В Фивах в течение нескольких дней висела на кресте супружеская пара, ободряя друг друга. В Иерусалиме и Антиохии епископы умирали, стойко перенося пытки... В Карфагене тюрьма была полна христиан, которых голодом и жаждой хотели принудить к отречению» («История человечества», т. 4, стр. 186.).
— В чем была причина их мужества (1 Иоанн. 4:5; Откр.2:10, 11)?
Заключение: Будем помнить, что гонения весьма необходимы для очищения и духовного роста (Пс. 118:67; Евр. 12:10—12). Важно быть победителями. Готовы ли мы остаться верными божественным принципам до конца? «Изберите лучше бедность, упреки, одиночество и любые страдания, чем осквернение своей души грехом. Лучше смерть, чем бесчестие или нарушение закона Божьего, — таков должен быть девиз каждого христианина». («Свидетельства для Церкви», т. 5, 147 стр.).
— «Победитель» — когда ты получишь такое имя? Окончательная победа является кульминационным моментом всех побед, одерживаемых нами ежедневно!
ПЕРГАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕРКОВЬ (323—538 гг.)
(Откр. 2:12-17)
А. Период Пергамской церкви простирается через три столетия с 323 по 538 гг. Он начинается с мнимого обращения императора Константина и оканчивается передачей гражданской власти римско-католической церкви императором Юстинианом (Драма», 52).
Б. Великая перемена — от гонений к дружественным отношениям. Соединение мира и Церкви. Посему этот период справедливо назван «Сатана в Церкви».
I. Как Христос открывается этому периоду (Откр. 2-12)?
1. Кто ангел этого периода (Откр. 2:12)?
— Верные служители этого периода, подобные Антипе.
2. Что обозначает имя «Пергам» (Откр. 2.12)?
— «Возвышение» или «Высокий замок».
«Город располагался на возвышенности и был построен греком Эллианом в 1150 году до Р. X. Это был неприступный царский город. Он стал столицей Асии, когда Аттал III, последний из династии Атталов, передал свое царство Риму в 133 г. до Р. X. («Раскрывая Откровение», 22—23 стр.).
3. Какой резкий контраст между мученической и Пергамской церковью?
— Смирна — церковь мучеников. Там тысячи и миллионы замученных, костры и пытки. Однако среди великих гонений они оставались верными Господу. Но в период Пергама сатана водрузил свое знамя в христианской Церкви. Вместо гонений появились опасные и заманчивые обольщения земного благополучия и светского честолюбия. «Христиан не приходится больше искать, ибо их находят повсюду; в войске встречаются христианские офицеры; среди государственных чиновников христиане занимают даже такие высокие должности, как должность наместника; в свите императора можно найти христианских придворных» («История человечества», т. 4, 186 стр.).
4. Как являет себя Христос этому периоду (Откр. 2:12)?
— Уклоняющемуся от Священного Писания христианству отмечает Себя Сын Человеческий мстящим Судьею с острым с обоих сторон мечом Слова Божьего.
II. В этом периоде «престол сатаны» (13—15 ст.).
5. Кто положил основание «престолу сатаны» в Пергамском периоде (Откр. 2:13, пере. ч.)?
«Пергам был центром сатанинской религии. Христос сказал этой церкви: «Ты живешь там, где престол сатаны». Когда персы захватили Вавилон, они освободили жителей этого города. Но вавилонские священники позже подняли бунт и были изгнаны из города. «Побежденные халдеи бежали в Малую Азию и учредили свою главную школу в Пергаме... Здесь вне всякого контроля они осуществляли свои религиозные обряды»)( Вильям Бакер. «Лары и пенаты», 232— 233 стр.). Поэтому Пергам стал местом сатанинской системы вавилонских таинств. Эта поддельная религия основывалась на претензии, что они навели мост между небом и землей. Правящий монарх стал главой системы. Он имел много титулов, одним из которых был «Понтифекс Максимус». «Понт» означает мост, «Фракцио» — я сделаю и «Максимус» — самый великий. Следовательно, соединив все эти значения вместе, вы получите выражение: «Самый
великий строитель моста» (Быт. 11:1—5). Пергам некоторое время был центром этого таинственного культа». Но когда пергамский царь передал свое царство римлянам, этот священный культ был перенесен в Рим, который с того времени стал центром этой ложной системы вероучения. «Имя», «ключи» и «одежды» — все это впитало в себя отступившее христианство. Пергам, таким образом, стал связующим звеном между древним Вавилоном и Римом. Обожествление императора вполне естественно началось в этом городе. Пергам был городом храмов, самым внушительным из них был храм Зевса. Этот храм был посвящен Асклепию или Эскулапу, «богу змею» или «богу исцелителю». Живой змей всегда жил в храме Зевса как предмет поклонения. Здесь также находилась знаменитая медицинская школа, символом которой был змей, обвивавшийся вокруг чаши. Этот символ дошел до нашего времени как эмблема медицинской профессии» «Раскрывая Откровение», 23—25 стр.).
6. Почему Пергамский период назван престолом сатаны (13ст.)?
— Этот город был центром языческого культа, центром освященного языческого распутства, почему и назван в Откровении местом жительства сатаны. Именно в этом периоде сатане удалось поставить «престол свой» во многих сердцах чрез принятие ложных языческих учений. Это очень опасный, но поучительный период. Будем бдительны, чтобы различать коварные действия сатаны.
7. Каким образом сатана проявил себя чрез учение Валаама (Откр. 2:14)?
— Учение Валаама — соединение христианства с язычеством. Валаам вначале был верным пророком, но за награду присоединился к язычникам (Числ. 22:1—5, 18; 31:15— 16:25,1—3; 2Петр. 2:15; Иуд. 11).
— Роль Валаама в Новом Завете сыграл Понтифекс Максимус — великий строитель мостов — Константин Великий: «В 325 году Константин, римский император, сыграл роль Валаама между язычниками и христианами. Он предрасположил христиан и постепенно соединил с язычниками. Христиане пошли на уступки и приняли много постановлений и обрядов языческих, назвав их священными и признав за ними божественное происхождение» («Древняя история Иванова», 246 стр.).
— Особый подход Константина к христианам. Забота —
выдал деньги на проезд и пребывание в Никее с июня до августа 325 года, ввел в палаты; нежный подход и лесть...
«После страшной бури преследований многие из присутствующих носили еще на теле следы испытанных мучений,— солнечное сияние императорской милости было так приятно, что не все собравшиеся сумели сохранить свою самостоятельность». («История человечества», т. 4, стр. 190-191).
8. Есть ли факты истории, что сатана действительно поставил в Пергамском периоде престол своим заблуждениям (14-15ст.)?
— Указ о соблюдении дня солнца: «В 321 году был издан указ о всеобщем соблюдении воскресного дня императором Константином в силу первосвященнической власти, которая принадлежала ему как нмперагору» ( «История христианской Церкви, т. 1,170—171 стр.).
— В 325 году был введен праздник Пасхи: «По правилу Никейского собора (325 г.) Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Первое весеннее полнолуние считать после 21 марта».
— Постановление Лаодикийского собора 364 года об изменении субботы на воскресенье: «Католическая церковь одна и притом в силу своей власти перенесла еженедельный предназначенный к покою день с субботы на воскресенье ...абсолютно воспрещая делание в оный какой-либо работы, но и воспретила постановлением Лаодикийского собора 364 года всякое воздержание от работ в седьмой субботний день, грозя ослушным церковным проклятием, отлучением и конфискацией имуществ... Библия говорит: «Помни день субботний, чтобы святить его», мы же от имени нашей церкви и по приказу римского престола говорим: «Нет, святите первый день недели, и мир, весь мир послушен ему»У «История мировых государств», 47—48 стр.).
— «В 340 году появились первые монастыри» («История человечества», т. 4, 193 стр.).
— Иконы: «Около 440 года впервые отваживаются внести в церковь изображения Христа») («История человечества», т. 4, 196 стр.).
— Введение различных праздников: «Церковь желала бы сделать церковную жизнь привлекательной для народных масс и хотела бы чем-нибудь заменить те веселые и блестящие языческие праздники, которых народ лишился с переходом в христианство. Первоначально кроме воскресенья
праздновали лишь Пасху в воспоминание смерти и воскресения Христа. Затем на Востоке ввели 6 января праздник крещения в воспоминание о крещении Христа» («История человечества, т. 4, 194 стр.).
— Установление праздника Рождества Христова — около 375 г. по Р. X. «На выбор дня его чествования оказало весьма важное влияние то обстоятельство, что весь античный мир привык праздновать 25 декабря как день бога Солнца. Отсюда языческому торжеству надо было противопоставить христианский праздник, посвященный началу истинного солнца мира. Спасителя человечества» («История христианской Церкви», Функ, 173 стр.).
— Отнятие ежедневной жертвы от Христа — решение римского собора 503 года, который вступил в силу в 508 году — о ежедневном обряде причастия — евхаристии.
«Поклонение изображениям и реликвиям, заступничество святых, преклонение перед папой, — все это является изобретением сатаны, чтобы отвлечь разум народа от Бога и Его Сына» («ВБ», 568 стр.).
«Теория о бессмертии души принадлежит к одному из тех лжеучений, какие Рим перенял от язычников и внедрил в христианскую религию» («ВБ», 549 стр.).
III. «Опасное сходство»
Вглядываясь в отступившее от истины христианство Пер-гамского периода, мы отчетливо видим в нем не образ Иисуса, а опасное сходство с сатаной и его тайной беззакония.
10. Какие печальные последствия принявших опасное сходство с сатаной (Втор. 32:29; Откр. 2:16)?
— По причине идолопоклонства и распутства с моавитскими женщинами в дни Валаама погибло 24000 человек (Числ. 25:9).
— Сколько же несчастных жертв — тысяч и миллионов погибло от идольских жертв и духовного любодеяния?
— Поэтому звучит призыв к покаянию (Откр. 2:16).
— И искренне покаявшись, никогда не будем заигрывать с грехом, не будем стирать границ между истиной и сатанинским мраком (2Кор. 6:14—18).
11. Кто же является верным свидетелем Пергамского периода (13 ст.)?
— Конечно, не те, которые имели опасное сходство (при Юлиане, 361—363 гг.): «Улыбки прежних императоров было достаточно, чтобы обратить массы в христианство; чтобы снова сделать их язычниками, не нужно было даже улыбки
со стороны Юлиана: достаточно было уже того, чтобы они знали, что это угодно ему, и они перестали быть христианами («История человечества», т. 4, 197 стр.).
— Но не так поступали те, которые имели сходство с Иисусом (Откр. 2:13). Антипа (Анти — против; па — сокращенное «папа»,— против папы). Это имя стало нарицательным — один против всех.
«Христианская религия, допустив многие языческие взгляды (сатанинские учения) и став государственной церковью, представляла из себя новое, еще более страшное язычество. Но для того, чтобы теперь против этого свидетельствовать, подвергая свою жизнь опасности, также необходим был Антипа, — один против всех, как когда-то в Пергаме против язычества. И если он отстаивал истину до конца от чистого сердца, то должен был, подобно Антипе, запечатлеть свою веру смертью».
12. Какая награда обещана победителю (Откр. 2:17).
— Вместо идольских жертв — сокровенная манна, агельский хлеб.
— «Белый камень» — «В то время судьи на суде для принятия решения применяли белый и черный камень. Белый — для оправдания, черный — для осуждения» («Раскрывая Откровение», 26 стр.).
— «Новое имя»: «В Библии имя человека часто указывает на его характер» (КАСД на 2 гл. Откр.)
Заключение: «И дам ему новое имя». «Зачерненные пред сатанинским престолом как безбожники и многократно осужденные к смерти, стоят они вечно чистые пред Божьим престолом, сияя как ослепительно белые драгоценные камни».
— Желаешь ли ты наследовать такое имя?
— Уэсли говорит: «Иаков после своей победы получил новое имя — «Израиль». Желаешь ли ты знать, какое будет твое новое имя? Путь к нему ясен — побеждай! Тогда ты прочтешь это имя на белом камне!»
ФИАТИРА — ЦЕРКОВЬ ПУСТЫНИ (538—1798 гг.)
(Откр. 2:18-29)
А. Четвертый период — самый страшный, называемый в истории «темное средневековье».
Б. Самый продолжительный и изнурительный, во время
которого были использованы все средства, чтобы погубить Церковь: заблуждения, соблазны, насильственное уничтожение. Имеет полное сходство с последней Церковью — по великой скорби (Дан. 12:1).
— Самое длинное послание церкви, расположенной в самом маленьком из всех городов Асии. Но проблемы этой церкви не были незначительными.
I. Необычная характеристика Фиатиры (Откр. 2:18)
1. Каково значение имени «Фиатира»?
— «Фыа» — неутомимая; «тирос» — жертва, т. е. неутомимая жертва.
— Начало и конец периода: указ Юстиниана от 533 года вошел в силу в 538 году. Папа был признан главою всей церкви и владетелем Рима. В 1798 году папа был пленен и умер (Откр. 13:10).
2. Какова характеристика города Фиатира?
— «Слабый сделался сильным».
— «Сам город возник — построен Селевком, одним из генералов Александра Македонского в 280 году до Р. X. Церковь связана с действием женщин: первую весть о спасении принесла Лидия, уверовавшая в Филиппах (Деян. 16:13—15). И особый вред принесла женщина, которую Иоанн символизирует под именем Иезавели, «Одной из достопримечательностей Фиатиры был оракул Самбате, женщина-пророчица. Именно от этой Самбате шло порочное влияние на Фиатирскую церковь» (Баркли. «Откровение», 110—111 стр.).
3. Как представился Спаситель Фиатирской церкви (Откр. 2:18).
«Церкви, которая при всех своих делах любви позволяет себя вводить в заблуждение,— отмечает себя Иисус Сыном Божьим. От Его пламенного взора не скрыты никакие жертвы и дела любви и в свое время Он отделит безбожие и всякий обман, как золотоплавильщик шлак» («БУ», 15/11, 1919г.).
II. Это период наибольшей тьмы заблуждении (20 ст.).
4. Почему символом источника заблуждений взята Иезавель?
— Этот период имеет наиболее яркое сравнение с периодом Иезавели. Вредное влияние Иезавели на правителя и народ израильский соответствует воздействию папства
правителей и народ темного средневековья. Иезавель ввела идолопоклонство и Израиль стал служить Ваалу — языческому богу солнца (3Цар. 16:31—33; 4Цар. 18:4, 13). То же совершило папство в Фиатирском периоде с 538 по 1798 гг.
5. Почему папство запретило людям читать Слово Божье (Откр. 11:3).?
— Чтобы легче было обманывать людей.
— «Облечены во вретище» — вретище являлось обычным выражением скорби (2Цар. 3:31) и раскаяния (Ион. 3:6—8). Следовательно, Писание здесь изображено в скорби и печали во время господства человеческих традиций» (КАСД на Откр. 11:3).
— В 1229 году Тулузский собор по настоянию папы запретил мирянам чтение Священного Писания, а собор Тарраконский 1234 года запретил читать Библию как мирянам, так и духовным». (История христианской Церкви, т. 2, 290 стр.).
6. Каким образом и когда был изменен закон Божий (Дан. 7:25)?
— Суббота вначале была устранена как день покоя в 364 году на Даодикийском соборе, но в течение столетий на каждом из соборов попиралась все более и более.
— В 787 году на седьмом соборе в Никее было введено иконопочитание, и таким образом устранена вторая заповедь закона Божия.
7. Какое еще заблуждение проникло в христианскую Церковь?
«Таким образом в христианскую веру проникли серьезные заблуждения. Главными среди них были: вера в естественное бессмертие человека и его сознательное состояние после смерти... Отсюда также возникло лжеучение о вечных муках» ("ВБ", 48 стр.).
8. Как извратил Рим учение о прощении (1Иоан. 2:1-2)?
«И еще в одном вымысле нуждался Рим, чтобы использовать страх и пороки своих приверженцев. Это было учение об индульгенциях. Было обещано полное прощение грехов в прошлом, настоящем и будущем, а также освобождение от всех мук и наказаний тем, кто будет участвовать в войнах, проводимых Понтифексом... Народ учили, что уплативши деньги Церкви, он освобождался от
грехов, а также могли спасти души умерших друзей» («ВБ»,48 стр.).
— Дошло до того, что уплатив деньги, можно было получить прощение даже будущих грехов.
9. Каким образом папа заменил собой Христа (2Фес. 2:7)?
«Вера во Христа, истинное основание, была перенесена на папу. Вместо того, чтобы уповать на Сына Божия, дающего прощение грехов и вечное спасение, народ взирал на папу, на священников и прелатов» («ВБ», 44 стр.).
«Дело дошло до того, что папу открыто стали называть антихристом, сидящем в храме Божьем и распоряжающиеся с таким самовластием, как будто он сам был Богом». («История человечества»,т. 6, 273 стр.).
— Представим себе, как трудно было детям Божьим жить в обстановке папского режима. Было два пути — или согласиться с папством, или отстаивать истину, что влекло за собой гонение и смерть.
III. Это период насильственного уничтожения детей Божьих (18 ст., втор. ч. и 19 ст.).
«Фиатира — это средняя церковь из семи и, следовательно, является как бы символом церкви средневековья» («Раскрывая Откровение», 30 стр.).
10. Почему ноги Христа представлены как подобные хал-коливану (Откр. 2:18)?
— Ноги, подобные халколивану — ливанской раскаленной меди — символ того, что Христос ходит с Церковью в горниле страданий темного средневековья.
11. Можно ли представить себе эту раскаленную печь огненных испытаний?
— Сравнение с мученической Смирнской церковью:
«Языческий Рим уничтожал тысячи, а духовный — миллионы».
— Ужасы папской инквизиции нельзя описать: «Собралось крестоносное войско в 100000 человек. Тогда-то, именно во время завоевания города Безьера, папским легатом было произнесено ужасное слово. Когда победители спрашивали его, что им делать, так как они не могут различить добрых от злых, он ответил им: «Убивайте всех. Господь разберет Своих» («История христианской Церкви», т. 2, 289стр.).
«Путь, пройденный римским престолом, — кровавый путь, адский путь. Присмотритесь к нему: «Справа и слева
он окаймлен тысячами костров, сотнями тысяч эшафотов. С треском и шуршанием подымают они свои огненные языки к небу, а вокруг растекаются потоки человеческой крови, человеческие тела корчатся в этой огненной лаве... Мимо нас проходят тени миллионов страдальцев; их глаза закрылись во мгле темниц, их члены разорваны, тело изрублено и поругано, а душа надломлена, оплевана и обесчещена... Что за путь? И чем дальше, тем хуже, тем больше мук, страданий и слез. И это путь римского престола — путь наместника Христа? Воистину пытка, эшафот и костер стали верными апостолами римского первосвященника» («История мировых государств», 37—38 стр.).
12. С какой похвалой отзывается Господь о верных этой церкви (Откр. 2:19, втор. ч.)?
— Эта церковь действительно достойна двойной похвалы.
«Один кельтский апостол молился в 600-м году: «Ах, Боже, зажги во мне огонь Твоей божественной любви, чтобы Твое божественное пламя всегда во мне горело». Кельтские миссионеры несли свет Евангелия Голландии, Швейцарии, Германии и т. д. В последующих столетиях выступили ученики Клавдия, нищие Лиона, вальденцы и другие. Они, странствуя в истинно апостольском смирении, ходили по домам и проповедовали Евангелие. Они проповедуют и учат в лесах, в лощинах, всегда гонимые плотской церковью... Любовь их — свет на их темной стезе, а Евангелие — их сила... Ремесленник, занятый днем работой для жизни,— пользуется ночью. Если это иначе нельзя сделать, они и ночью пускаются в брод через реку, чтобы навестить там друга и наставить его Евангелию. О таких мог Господь сказать: «Последние дела твои лучше первых» («БУ», 15/2, 1919г.).
14. Что поэтому обозначают слова «последние дела твои лучше первых» (Откр. 2:19, поел. ч.)?
— Перемена произошла в конце фиатирского периода, когда вошла в силу Реформация. Такие мужи, как Лютер, Нокс, Кальвин, Цвингли и десятки других пришли, чтобы обратить людей снова к Богу. Вальденсы, альбигойцы, богемско-моравские братья начали соблюдать библейскую субботу и воспитывали детей в чистом понимании истины. Перевод Библии на родной язык. Оживление дела Божьего. Открытое выступление против папства: «Они открыто стали проповедовать на улицах города, странствовали по
окружающим местам, проникали в дома, проповедовали даже в церквах» («История христианской церкви», т. 2, 286— 287 стр.).
IV. Факты, на которые следует обратить внимание (21-29 cm.)-
15. Какие предостережения даны гонителям Церкви (21-23 ст.)?
— Что в случае непокаяния они получат возмездие за свои дела. В этом великом периоде Бог показал, что Он есть великий Судия. И в доказательство, что будет вечный суд «по делам», Бог для примера показал возмездие над папством (Откр. 13:10). Нашествия вандалов, арабов и другие события были наказанием за истребление невинных детей Божьих и за непринятие истины.
16. Что из себя представляют глубины сатанинские (Откр. 2:24)?
— Заблуждения, прикрытые мантией религии. К примеру: смерть открывала ложь и лукавство сатаны, но сатана своим учением превратил смерть в жизнь; одни идут в рай, а другие в ад; чего нет в Священном Писании. Из врага сделался другом, могилу превратил в райское блаженство. Особо опасным в период средневековья, как и в наши дни, было приспособление к мирским обычаям и нравам,— это глубины сатанинские: «Приспосабливаясь к мирским обычаям и нравам, люди дошли до такого умственного отупления, что кажется совершенно утратили способность различать свет от тьмы и истину от заблуждения («ПЦ», 151 стр.).
— Чем ближе заблуждение к истине, тем опаснее глубины сатанинские. Чистота от греха, удаление от всего мирского, соблюдение в страхе Божьем всех заповедей, — есть единственная гарантия от глубин сатанинских.
17. Что ободряло верных этого периода (Откр. 2:25) ?
— Близость пришествия Христа. Церковь в пустыне достигла начала времени конца — периода шестой печати, который начался 1 ноября 1755 года. Тем более сегодня ободряет близость Его пришествия, когда мы живем у дверей этого великого события.
18. Как в свое время поменяются местами гонители и гонимые (Откр. 2:26, 27)?
— Святые — гонимые и страдальцы — станут судьями. Они будут судить и исполнять приговор вместе со Христом (Откр. 20:4; Псал. 149:9).
19. Какую славную награду обещает Бот победителям (Откр. 2:27-28)?
— «Власть над язычниками». Когда Господь примет царство славы, то и спасенные будут вместе с Ним царствовать Вместе с Иисусом они будут совершать над ними суд (1Кор. 6:2).
Заключение: «Наш разум, воля, чувства — все это должно быть подчинено контролю Слова Божьего, и тогда посредством работы Святого Духа все заповеди Слова Божьего станут принципами жизни. «Тому кто побеждает, дам звезду утреннюю».