24. Йом Киппур

Самым значительным праздником в еврейском календаре был Йом Киппур, или День Примирения. Для евреев этот день имел особое значение по двум причинам:
1. Они смотрели на День Примирения, как на торжественный день суда.
2. Он был кульминацией обрядового служения во святилище.

Это был день, который указывал на будущее кульминационное событие в плане спасения. День Искупления включает следующее:
I. Это время, когда Бог оправдает святых. Посредством следственного суда Христос оправдает верующих.
II. Это время, когда Бог очистит небесное святилище.
III. Это время, когда Он положит конец греху и его последствиям. Он уничтожит грех во Вселенной.
iv. Бог возвестит наступление вечной праведности.

Уничтожение греха и наступление вечной праведности произойдут при третьем пришествии Христа. В предыдущей главе мы говорили о следственном суде. Сейчас мы коснемся вопроса об очищении святилища.

Очищение святилища, один из аспектов Дня Примирения, был подвергнут резкой критике, главным образом относительно следующего:
а). Нас спрашивают: действительно ли небесное святилище нуждается в очищении? Очень многие задают этот вопрос, даже члены нашей церкви.
б). Не наступил ли День Примирения, когда Иисус Христос умер на кресте?

Мы ответим на оба вопроса, так как они очень важны. Первый вопрос: действительно ли небесное святилище нуждается в очищении? Оставим наши личные суждения по этому вопросу в стороне, и пусть Библия будет мерилом истины. В книге Левит мы находим следующие слова: «И очистит (имеется в виду Первосвященник) Святое Святых (обратите внимание, что место обитания Бога также необходимо было очистить) и скинию собрания, и жертвенник очистит, и священников и весь народ общества очистит» (Левит, 16:33).

В День Примирения Первосвященник очищал не только людей, но и святилище Бога. Это что касается образа небесного святилища. В послании к Евреям говорится о реальности. В девятой главе автор пытается противопоставить систему жертвоприношений земного святилища жертве Иисуса Христа. Первое было образом, тенью; в нем не было спасающей силы; второе - реальность, то, что действительно спасает нас. «Да и все почти по закону очищается кровью» (Евреям, 9:22,23).
Согласно закону, без пролития крови не может быть очищения от греха. Кровь в этом контексте означает отданную жизнь. Без смерти не может быть очищения святилища. «Итак, образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами».
Здесь говорится, что, как земное святилище должно было очищаться кровью тельцов и козлов, также и небесное святилище должно быть очищено. Но оно не может быть очищено кровью тельцов и козлов, но кровью Иисуса Христа. Итак, в Новом Завете говорится о том, что небесное святилище должно быть очищено. Вы можете спросить: «Почему оно нуждается в очищении?» Мы подойдем к этому вопросу вскоре.
Перед этим мы попытаемся ответить на второй вопрос: «Исполнился ли День Искупления, когда Иисус умер на кресте?» Многие христиане думают, что День Примирения имел место, когда Иисус Христос отдал Свою жизнь за людей.

Верно то, что крест Христов имеет особо важное значение в День Искупления. Мы не должны игнорировать это. Но не все обряды, образы, которые практиковались в День Искупления, исполнились на Голгофе. Из шестнадцатой главы книги Левит мы видим, что главным служением в день искупления был «обряд двух козлов». Эти два козла были без порока. Первосвященник, поставив их у входа скинии, бросал «о обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения». Козла, на которого выпал жребий для Господа, приносили в жертву за грех, затем первосвященник вносил его кровь в Святое Святых и кропил ею на крышку ковчега завета. Этот обряд указывал на жертву Иисуса Христа.

После этого, очистив святилище кровью, которая символизировала крестную смерть Иисуса, первосвященник выходил из святилища и возлагал руки на второго козла. «И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их, и все грехи их» (Левит, 16:20,21).
Обратите внимание на три слова в этом стихе: беззаконие, преступление и грех. В еврейском оригинале Библии используются двенадцать слов для определения греха; но их можно выразить тремя; «беззаконие» - говорит о греховности нашей природы, о врожденной греховности, в переводе с еврейского оно означает «изогнутый». Слово «грех» означает «непопадание в цель», но это недостижение цели непреднамеренно; «преступление» же означает сознательное неповиновение. Первосвященник очищал народ от всего: беззаконий, грехов и преступлений. Прочитаем вторую часть 21 стиха: «Возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню». «Нарочный человек» является образом Иисуса Христа. «И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (22 стих).

Первосвященник выходил из скинии, возлагал руки на живого козла, исповедывал грехи Израиля, грехи верующих, и живого козла отсылали в пустыню. Мы почти единственная церковь, которая в настоящее время учит, что второй козел, Азазель символизирует сатану. Большинство религиозных конфессий утверждают, что Азазель является образом Христа. Они говорят, что оба козла символизируют Христа, две фазы искупления, совершаемого Христом. Наша церковь не соглашается с этим. Козел для Господа является образом Христа, а Азазель - сатаны. Первым, кто обвинил нас в неверности такой позиции, был датский теолог, и затем мы подверглись критике со стороны многих других. Критики говорят, что если Азазель (сатана) несет на себе грехи Израиля и в конечном счете грехи всех верующих, то мы делаем из него Спасителя. Мы должны защитить свою позицию перед лицом наших обвинителей. Еврейские ученые не знают точно, что означает слово «Азазель». Древнееврейский - это мертвый язык, который попытались воссоздать в девятнадцатом столетии. Однако, согласно мнению еврейских ученых, сторонников иудаизма, Азазель - это имя дьявола. Итак, по крайней мере, еврейские исследователи на нашей стороне.

Вы знаете, что у нас нет оригинальных манускриптов Библии. Одни из самых древних, которые существуют в настоящее время, - это сирийские манускрипты. В них слово «Азазель» интерпретировано, как «восставший ангел». Большинство христиан полагают, что «Азазель» - это «козел избавления», тот, кто берет на себя вину.

Прежде, чем Бог уничтожит грех, Он должен решить вопрос об ответственности за грех. Юридически, грех - это «нарушение закона», и с юридической точки зрения, касаясь вопроса о грехе, мы должны выделить три аспекта:
1) вина;
2) наказание;
3) ответственность.

Многие христиане задаются вопросом: «Кто ответственен за грех?» Бог имеет полную власть. Об этом ясно говорится как в Ветхом, так и в Новом Завете. Ничто в этом мире или во Вселенной не происходит без Его разрешения. Он есть Господь! Он есть Творец всего. Ничего не происходит без Его ведома. Имея полную власть, Бог должен принять на себя и ответственность за то, что происходит в Его царстве.
В Библии сказано, что Бог ожесточил сердце фараона. Другой стих говорит, что «фараон ожесточил свое сердце». Что следует считать истинным? Оба текста взяты из Библии. И оба верны. В действительности фараон ожесточил свое сердце, но из-за того, что Бог обладает верховной властью, Он принимает на Себя ответственность до Дня Примирения. Бог мог остановить фараона и тот не ожесточил бы своего сердца. Он мог сделать это, но не сделал. Поэтому Бог ответственен за это. Бог говорит в Ветхом Завете: «Я создал зло». Действительно ли Бог автор зла? Нет. Бог обладает полной властью, поэтому берет на себя ответственность за появление зла, так следует понимать этот и похожие тексты.
Если бы я увидел двухлетнего ребенка, идущего к обрыву, и ничего не предпринял, и этот ребенок умер, я должен был бы разделить ответственность за его смерть.

Когда Адам согрешил, Бог пришел к нему и спросил: «Почему ты съел плод, который Я запретил тебе есть?». Адам не стал отрицать, что он нарушил повеление Бога, но он отказался от ответственности за свой поступок. Он переложил вину на Еву и, в конечном счете, на Бога. «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», - сказал Адам. Другими словами: «Не осуждай меня. Почему Ты дал мне эту женщину?»
Помните, что сказал Адам, когда первый раз увидел Еву? Прочитайте этот отрывок из Священного Писания. Он был счастливым, когда Бог дал ему Еву, но после того, как согрешил, забыл об этом. «Жена, которую Ты мне дал». Он возложил вину на Бога, и Бог взял на себя эту вину. Бог спросил у Евы: «Что ты скажешь? Кто по-твоему виноват?» Ева обвинила змея, сказав: «Змей обольстил меня, и я ела». Бог сотворил и змея - прекрасное существо, не таким, каким он стал после. И Бог не спросил у змея: «Кого ты обвиняешь?», потому что знал, что и сатана обвинит Его. Бог взял на себя ответственность.
Бог должен оправдать Свое имя, иначе Он не сможет уничтожить грех, потому что в умах людей будут оставаться вопросы. Вот почему на суде Бог не только оправдает святых, но и рассеет сомнения относительно Себя. Он очистит святилище от ответственности за грех. Итак, в День Примирения козел для Господа берет на себя наказание за грех и вину за грех, но не ответственность. Ответственность за грех, в конечном счете, должен понести сатана.
Оба козла были без пятна и порока. Можно ли считать сатану безупречным? Нет. Азазель символизирует, в первую очередь, не сатану, но Люцифера. «Ты совершенен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезекииль, 28:15).
Кто изобрел грех? Кто ответственен за появление греха во Вселенной? В Библии козлы всегда символизируют грех. В Евангелие от Матфея, в 25 главе Иисус отделяет овец от козлов, и козлы являются прообразом грешников. Почему эти грешники погибнут? Скажет ли им Бог: «Вы прокляты», потому что это плохие люди? Нет, Бог не осуждает их за то, что они грешные люди.

Бог обвиняет их в том, что они не приняли Его дар, Иисуса Христа. Он говорит им, что они сгорят в огне, «уготованном диаволу и ангелам его». «Этот огонь не для вас, Я приготовил вам спасение, но вы отказались и поэтому вам придется умереть».
В 10 главе послания к Римлянам Павел говорит, что Израиль ответственен за ту ситуацию, в которой он оказался, потому что он упорно и сознательно отверг Мессию.

Итак, козлы всегда символизируют грех. Христос взял на Себя наказание за грех. В этом смысле Его кровь была пролита за наши грехи. Но Он взял на Себя ответственность за грех только до Дня Примирения.
В День Примирения Он очистит святилище на глазах ангелов и всей Вселенной, также и верующие увидят это в течение тысячи лет. Святые будут судить тысячу лет, потому что на все вопросы следует ответить. И преклонится каждое колено и все признают: «Ты прав, Господи. Мы не видим уже через мутное стекло, но ясно понимаем, что Ты прав». 118 псалом показывает, что даже христиане иногда спрашивают Бога: «Почему ты допускаешь это? Ты ли допускаешь это?» Прочитаем 7 стих из 118 псалма: «Я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судом правды Твоей».
В послании к Римлянам Павел говорит: «А ты, что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. (Затем он цитирует из книги Исайи (45:11). Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (Римлянам, 14:10-11). Всякий язык признает, что Бог прав. Когда дела сатаны будут ясно представлены перед Вселенной, даже ему придется сказать: «Господи, ты прав». Хотя и без желания, но он признает это. Все существа признают Божью правоту.

Итак, целью Дня Примирения является оправдание имени Бога. Бог не может уничтожить грех и установить царство вечной праведности до тех пор, пока не будет разоблачен не только характер греха, но и автор греха. Вот что символизирует Азазель. Он должен взять на себя ответственность за грех.
Когда я принял крещение много лет назад в Найроби (Кения), я был еще молодым и по незнанию пообещал Богу не грешить больше. Вы не давали подобных обещаний? Я сказал Богу: «С этого момента я больше не буду грешить». Через три дня после своего крещения я пошел в кино, не потому, что я хотел этого, но я обнаружил нечто, чего я не знал раньше. Когда нас готовили к крещению, нам не сказали, что наша природа продана в рабство греху. Мне потребовалось пять лет, чтобы понять, что «все человеческие обещания подобны нити из песка».

Четыре года я учился в Ньюболде. Каждый год у нас были три молитвенных недели. К нам приезжали замечательные проповедники, как, например, Минчин из Австралии. Он мог пробудить интерес молодежи к тому, что говорил, и заставить плакать даже сильных людей. Тогда я пообещал: «Никогда больше Боже. Я сглупил, но больше это не повторится». Я сдерживал себя три дня, четыре дня, иногда две недели, в зависимости от того, насколько сильной была моя воля.
После окончания колледжа я поехал в университет имени Андрюса с мыслью о том, что, может быть, ученая степень мне поможет. Но оказалось, что неважно, сколько у вас ученых степеней, они вам не помогут в преодолении греха. Павел говорит в послании к Римлянам: «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам. Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению» (Римлянам, 1:14,16).
В 7 главе этого же послания он говорит: «Я хочу делать добро. Я желаю исполнять закон Божий, но я нахожу, что то, что я хочу сделать, я не делаю, а то, что я не хочу, делаю». Прочитаем 17 стих: «А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

Мы родились грешными существами, как говорит Давид: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя».
Когда мы становимся грешными - при рождении или когда совершаем первый греховный поступок?

Когда яблоня становится яблоней? Когда дает плоды? Как правило, первые плоды появляются только на третий год. Но яблоня - это яблоня с самого начала. Яблоки лишь еще раз доказывают, что это дерево - яблоня. И наши грехи свидетельствуют о том, что мы имеем греховную природу. Кто сделал нас греховными? «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Кто ответственен за это? В послании к Римлянам (7:20) есть ответ на этот вопрос: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».

В 8 главе говорится, что Бог осудил грех во плоти и освободил меня. Тогда кто ответственен за грех? Бог берет на Себя эту ответственность на некоторое время, но это не может продолжаться вечно, в противном случае невозможно уничтожить грех. Я благодарен Богу за то, что в День Примирения, который имеет место сейчас и продолжится до Его третьего пришествия, когда Он уничтожит грех, каждое творение, включая сатану, скажет: «Ты прав, Господи». «Ты прав, я ответственен за грех», - скажет сатана. Дьявол будет находиться тысячу лет в пустыне, на опустошенной земле, в то время как верующие поднимутся на небеса. Тысячу лет дьявол будет думать о том, что произошло. Я представляю себе, как падшие скажут ему: «Сатана, ты обманул нас. По твоей вине мы оказались в этом положении». Но дьявол никогда по-настоящему не раскается. Когда неверующие воскреснут, он скажет: «Давайте попробуем еще раз». И тогда начнется война Армагеддон.

Армагеддон не имеет ничего общего с конфликтом между арабами и евреями, с войной на Ближнем Востоке. Это будет война между верующими и сторонниками сатаны. Это последняя война, и она будет одним из событий Дня Примирения. Иисус Христос одержит окончательную победу. Он скажет сатане: «Я считаю виновным в грехе тебя».

И у сатаны не будет выбора в тот день, потому что в День Примирения все тайное станет явным, и все увидят, что дьявол был «убийцей с самого начала».
Иисус Христос умер на кресте. Козел для Господа был принесен в жертву за наши грехи, но Азазель остался жить до завершения Дня Искупления. И когда сатана будет отправлен в пустыню, а верующие будут взяты на небо, и имя Божие очищено и оправдано, Бог установит вечную праведность, потому что всякое творение признает: «Ты прав, Господи».

У вас есть возможность выбирать в День Искупления. Кого вы выберете? Если сатану, отца лжи и убийцу, то вам придется умереть вместе с ним. Если Иисуса Христа, Он оправдает вас на суде. Он оправдает Свое царство. Правда восторжествует, и Его царство будет вечным царством.
Я молюсь о том, чтобы все, кто читают эти строки, приняли Иисуса Христа, который победит и который после того, как отправит сатану на тысячу лет в пустыню, уничтожит его. Все должно быть доведено до конца. Перед тем, как Бог покончит с грехом, каждый камень следует перевернуть, на всякий вопрос следует дать ответ. Хотя Бог берет на Себя ответственность за то, что сорок процентов людей сегодня голодают, за грехи, страдания и смерть, которые царствуют на земле вот уже 6000 лет, за трагедии, которые происходят, все же ответственен за все это сатана. Ответственность должна быть возложена на него и ни на кого другого. И пусть Бог благословит нас, чтобы мы оказались на стороне Бога.