15. Вы Храм Божий

2 послание к Коринфянам (6:16-18)
Целью искупления, которое совершил Иисус Христос, было не только спасти человечество. Мы благодарны Богу за то, что Он отдал Своего Сына ради нашего спасения, но, помимо этого, Бог хотел восстановить утерянное, воссоздать то, ради чего был создан человек. Об этой цели ясно сказано во втором послании к Коринфянам (6:16-18): «Вселюсь в них и буду ходить в них» (эти слова являются новозаветным обетованием). Прекрасные слова об этом можно найти в книге «Христос - надежда мира» на 102 странице: «От вечности Божий замысел состоял в том, чтобы каждое сотворенное существо - от светлого святого серафима до человека - было храмом, обителью Творца. В результате грехопадения человек перестал быть храмом Божьим. Омраченное и оскверненное злом человеческое сердце уже не отражало славу Божью, но через воплощение Сына Божьего намерение Неба исполнилось. Бог обитает в человеческом естестве, и через спасительную благодать сердце снова становится Его храмом”.

После того, как Адам согрешил, Святой Дух не обитал в нем, и его жизнь погрузилась в темноту. Павел говорит в послании к Ефесянам (2:15), что в результате грехопадения люди рождаются духовно мертвыми. Христос облекся в человеческую природу не только для того, чтобы воссоздать человечество как Божий храм. Как христиане, мы должны ясно понимать этот вопрос.

Мы видим, что Новый Завет представляет как Христа, так и верующего как храм Божий. Когда мы соединяемся верой со Христом, мы становимся частью Христа. Так как Он был храмом Божьим, мы также становимся Божьим храмом. Бог желает обитать в нас и совершить в нас то, что Он приготовил для нас в Иисусе Христе. Другими словами, то, что Бог совершил в святой жизни Христа, должно стать по Его замыслу реальностью и в нашей жизни. Божья цель искупления не только в том, чтобы спасти нас от смерти, но чтобы мы совершали то, что Христос совершал.

Когда мы становимся христианами, мы фактически становимся храмом Божьим. Эта мысль имеет особую важность. Как христиане мы не только спасаемся верой и крещением, но соглашаемся с тем, чтобы Бог обитал в нас. Это удивительное преимущество и в то же время огромная ответственность. «Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Коринфянам, 3:16). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога в телах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19-20).
Бог искупил нас, что означает, что Он выкупил нас, купил обратно. Он искупил нас драгоценной кровью Христа, чтобы «обитать в нас и ходить в нас». В отрывке из Священного писания (1 Кор. 6:19-20) содержатся два главных момента в вести о Святилище, касающихся Иисуса Христа и верующего. Христос и верующие - храм Божий. Мы узнали из предыдущих глав, что Христос - это храм Божий. Теперь мы обнаруживаем, как люди могут стать святилищем. Это не два разных Евангелия, но всего лишь два аспекта одной истины.

Попытаемся увидеть отношения между ними и различие. Христос, который облекся в природу человечества, есть объективная реальность Евангелия. Во Христе Бог приобрел спасение, полное и совершенное. Во Христе Бог восстановил и очистил святилище (человечество). Когда верующий как личность становится Святилищем Божьим, Господь говорит ему, что Он хочет через веру и крещение обитать в нем, ходить и жить в нем. «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, а также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Исаия, 57:15). Христос хочет обитать в нас, чтобы дать духовную жизнь каждому из нас.
Для определения двух составных частей вести о святилище: 1) Христос как Божие Святилище, через которое Бог приобрел вечное искупление для нас, и 2) верующий, который стал святилищем Божьим, Новый Завет использует два выражения. О первом из них «во Христе» мы уже многое сказали. Вспомните стих из послания к Ефесянам (1:3): «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший (обратите внимание, что этот глагол использован в прошедшем времени) нас во Христе всяким духовным благословением в небесах».

Второе выражение мы находим в послании к Колоссянам (1:27): «Которым (язычникам, то есть неверующим) благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы». Две фазы спасения: «Вы во Христе» и «Христос в вас», представляющие Христа, святилище Божие и нас как святилище Божие взаимосвязаны, но также и отличны друг от друга. Мы должны увидеть отличие между этими двумя аспектами истины.

Первое отличие состоит в том, что во Христе мы имеем полноту. «И вы имеете полноту в Нем» (Колоссянам, 2:10). Другими словами во Христе мы совершенны. Когда Бог смотрит на нас во Христе, он не видит нас грешниками. Он смотрит на нас, как на ни разу не согрешивших. Он видит людей праведных. Но, с другой стороны, то, что Бог совершает в нас, является все еще незавершенным действием. Это процесс, продолжающийся во времени. Прочитаем, к примеру, следующий стих: «Посему, как вы приняли Иисуса Христа Господа, так и ходите в Нем» (Колоссянам, 2: 6).

Мы не пришли еще к намеченной цели и мы не дойдем до нее до второго пришествия Христа. Послание к Филиппийцам является одним из последних посланий Павла. Перед своей мученической смертью апостол говорил: «Не потому, чтобы я уже достиг или усовершился (я не достиг цели, которая во Христе уже достигнута); но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Иисус Христос» (Филиппийцам, 3:12).
Божья цель - чтобы каждый из нас уподобился Христу. Мы должны постоянно взирать на Иисуса. Еще один текст из послания Павла говорит, что это процесс, продолжающийся во времени. «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор., 3:17). Дух Божий обитает в верующем, принося свободу, не экономическую или политическую, но духовную свободу. «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (18 стих).

Бог во Христе даровал спасение всем людям: «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Титу, 2:11). Спасение - всеобщее, но оно должно стать реальным опытом каждого. В Евангелие от Иоанна (3: 16) сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Своего Сына Единородного, дабы всякий верующий (индивидуальная фаза спасения) в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марка, 16:15). К сожалению, не все примут Евангелие. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Будет спасен не только от вины и наказания за грех; Библия представляет спасение, как нечто большее. Спасение - это еще и освобождение от силы греха и от присутствия греха. Верующий обретет всю полноту спасения.
Теологи, говоря о праведности Христа, которая спасает нас, используют термин «чуждая или несвойственная праведность». Они при этом имеют в виду то же, что и Павел в послании к Римлянам (3:21,28). Эта праведность исходит от Бога, в ней нет содействия человека. Одежда праведности приготовлена в Иисусе Христе и не содержит ни одной нити, вставленной человеком. Павел говорит, что «делами закона не оправдается никто». И затем в 21 стихе: «Но ныне, независимо от закона, явилась праведность Божия». Эта праведность обещана, приготовлена Богом, независимо от наших добрых дел. «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (28 стих).

Праведность - это дар грешному человеку, который целиком исходит от Бога. Поэтому ее можно назвать «чуждой праведностью». Но то, что Бог делает в нас, чуждым не назовешь, потому что Бог никогда не сделает в нас что-то без нашего согласия. Он не навязывает свою точку зрения! Он ищет сотрудничества. Он должен получить наше разрешение. Вот почему в послании к Римлянам (13:14) говорится: «Но облекитесь в Господа Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти», а также в послании к Галатам (5:16): «Поступайте по Духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Необходимы усилия с нашей стороны. В христианской жизни есть часть, которую мы должны исполнять. «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, богоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Римлянам, 12:1).

Мы подошли к очень важному моменту. Только то, что совершил Бог во Христе, дает нам право на жизнь вечную. Мы не спасемся тем, что Бог делает в нас, но тем, что Он совершил во Христе. То, что Бог сделал во Христе, спасает нас. В послании к Ефесянам (2:8,9): «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом» (Титу, 3:5).

Теперь мы увидим, что Бог совершает в верующем. «Слово это верно: и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам» (Титу, 3:8). И далее: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела» (Ефесянам, 2:10). Бог не только спас нас в Иисусе Христе, но и изменил нас. Он очистил нас. Он возродил нас для правильных взаимоотношений с Ним в Иисусе Христе, чтобы мы совершали добрые дела, ...которые Бог предназначил (Он приготовил это заранее) нам исполнять. То, что совершает Бог в нас, не спасает нас, но доказывает миру то, что мы уже спасены и приняли праведность Христа.

Однажды я посадил спаржу. По совету специалиста я зарыл корень на глубине 30 см. Четыре дня спустя я наблюдал за тем, не появились ли ростки, но этот человек огорчил меня, сказав, что в этом году урожая спаржи мне не видать. Я не мог ничего изменить. Я посадил растение, остальное зависело от природы и Бога. Если я хочу получить яблоки, я должен посадить яблоню. Мы рождаемся грешными людьми. Мы грешим, потому что имеем греховную природу.

Итак мы рассмотрели два аспекта Евангелия:
1) Христос как наше святилище: «во Христе».
2) Верующий: «Христос в вас».

Положение «во Христе» дает мир и уверенность, потому что во Христе мы совершенны. Мы нуждаемся в мире и уверенности. До тех пор, пока мы грешные, мы будем нуждаться в них. Но также мир нуждается в том, чтобы увидеть, что мы праведны во Христе, что мы искупленный народ. Поэтому нам нужны обе части, обе стороны медали. Если проповедовать истину «во Христе», неся людям мир и уверенность, но не говорить при этом о второй части, мы будем поощрять тем самым ересь антиномианизма. А если говорить только о части «Христос в вас», мы будем потворствовать законничеству. Это именно то, что произошло, и сегодня существуют две группы людей, борющихся друг с другом. Я призываю исследовать оба аспекта. Я вижу проблемы в каждой из создавшихся групп. Я думаю, что те, которые представляют только истину «во Христе», должны решить проблему этичности доктрины о заместительной жертве. Если отделить Христа от человечества, которое Он искупил, мы представляем неэтичное Евангелие. Также я вижу проблему и во второй группе. Если учить, что каждый раз, когда христианин совершает ошибку, он теряет оправдание, мы придем к оправданию делами. Учения каждой из этих групп порождают свои проблемы. Первое, к чему я призываю: это собраться вместе как христиане и признать, что у каждой из этих групп есть истина, в которой обе группы нуждаются. С одной стороны, мы нуждаемся в мире и уверенности. Мы остаемся грешниками, и, если у нас нет уверенности в спасении, сатана может обмануть нас. Он придет к вам и скажет: «Ты недостаточно добр, чтобы получить спасение». Единственное, что мы можем ответить на подобное обвинение - это указать на то, что во Христе мы совершенны. Мы имеем право попасть на небо, потому что совершенны во Христе.

С другой стороны, дело Евангелия не может закончиться до тех пор, пока мир не признает, что Евангелие - это «сила Божья ко спасению». Мир должен увидеть, что добрая весть может спасти нас от греха. Известный философ Ницше сказал: «Если вы, христиане, ожидаете, что я поверю в вашего искупителя, вы должны выглядеть более искупленными».

Перед тем, как наступит конец этого мира, земля должна освятиться от славы Божьей. Мы должны признать, что Бог не только спас нас во Христе, но хочет сегодня «вселиться в нас и ходить в нас», чтобы мир увидел еще раз Бога, который явит Себя во плоти.
Первые четыре книги Нового Завета представляют собой исторический документ, раскрывающий то, как Бог явил себя в одной Личности, Иисусе Христе. Пятая книга, Деяния - это история о том, как Бог явил Себя в церкви. К сожалению, это длилось недолго, потому что дьяволу удалось извратить Евангелие. Извращение Евангелия повлекло за собой извращение плодов Евангелия. Поэтому необходимо воссоздать истину.

Мы должны знать, что Бог не только объявляет нас праведными. Это замечательная истина, мы нуждаемся в ней, но мы должны также знать, что Бог желает вселиться в нас и ходить в нас, чтобы мы стали светом Божьим. Прочитаем слова Христа, и, если вы относитесь к первой группе, не осуждайте вторую. У них есть истина, которую нам всем необходимо принять. И если вы во второй группе, не осуждайте первую. Давайте соединим наши усилия и будем работать вместе, так как тело Христа одно.

Вы помните слова Иисуса из Евангелия от Матфея (5:14,16). Обращаясь к верующим, он сказал: «Вы - свет мира». В греческом оригинале этого текста местоимение «вы» во множественном числе. Слово «свет» в единственном. Однажды я сказал об этом в одном из колледжей и профессор греческого языка покачал головой и сказал: «Я докажу вам, что вы ошибаетесь». Он ушел в свой кабинет за Новым Заветом на греческом языке. Затем он вернулся и сказал: «Пастор, я думаю вы правы».

Итак, «вы» во множественном числе. Оно относится ко всем нам. «Свет» в единственном числе. Это слово относится к одному лицу. Иисус сказал: «Я свет миру» (Иоанна, 8:12). Итак, нас много людей, но свет один. Город, стоящий на вершине горы, не может укрыться, особенно если в нем горит свет. Прочитаем Матфея (5:16): «Так да светит свет (Христос, который живет в вас Святым Духом) ваш пред людьми». Не прячьте Его. Пусть он светит пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили, не вас, не вашу церковь, но Бога, потому что они увидят нечто в этих делах, что они не могут повторить, так как эти дела исходят от Бога. Они увидят любовь, любовь агапэ, отраженную в нас.

Недостаточно принять Христа как Спасителя. Хотите ли вы принять Его как Вашего Господа и Учителя? Хотите ли вы принять Его, чтобы Он жил в вас и ходил в вас не для того, чтобы вы попали на небо (ваше место на небесах обеспечено), но чтобы мир увидел, Кто в вас есть - Иисуса Христа? Это моя молитва, во имя Иисуса.