7. И мы видели славу Его

Иоанна (1:14-17)
На окне нашей жилой комнаты висит призма, имеющая форму сердца, которую подарила нам наша дочь на Рождество. Когда светит солнце, призма отражает солнечные лучи, и на стене можно увидеть все цвета радуги. Святилище тоже своего рода призма. Когда открывается слава Божья, названная в Ветхом Завете шекина, мы способны увидеть всю красоту истины Евангелия. Мы рассмотрели часть этой истины, тему «во Христе», доктрину о замещении и тему «Христос - наша праведность».

В следующих нескольких главах мы будем говорить о славе Божьей. Без этой славы Евангелие не имеет смысла. Невозможно полно и ясно понять истину - Христос - наша праведность, пока мы не увидим ее во свете Божьей славы. Давид говорит в 18 псалме, что «небеса проповедуют славу Божью». Но если мы хотим увидеть полноту Божьей славы, нам следует взглянуть в лицо Господа Иисуса Христа. Ученики увидели ее и перевернули мир вверх дном. Если вы увидите эту славу, вы также измените жизнь тех, кто живет по соседству с вами.

Иисус Христос пришел в этот мир не только для того, чтобы спасти нас. Он пришел и чтобы открыть людям славу Своего Отца. В Своей молитве, записанной в 17 главе Евангелия от Иоанна, Он сказал:
1. «Я прославил Тебя на земле».
2. «Совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить».

Эти два изречения идут вместе и нельзя понять одно из них без другого. Поэтому в Иоанна (1:14) сказано: «И Слово стало плотию (Христос стал нашим святилищем) и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы (ученики и авторы Нового Завета) видели славу Его». Когда мы увидим славу Божью, мы не сможем оставаться такими, как прежде.

В книге Исход, в 33 главе, в 13 стихе, мы находим Моисея, просящего Бога открыть ему Свою славу. Бог ответил на просьбу Моисея. В 19 стихе и далее сказано, что слава Божья, открытая Моисею, полна благости. Стих из Евангелия, который мы прочитали, также об этом говорит. Ученики увидели славу, «полную благодати и истины». Лучшее описание славы Божьей, которое я когда-либо читал, не находится в большом теологическом труде, написанном ученым, но в книге писательницы, которую вдохновил Сам Бог, под названием «Христос - надежда мира». Рекомендую вам прочесть эту книгу. На стр. 20 она пишет: «Они увидят, что слава, исходящая от лица Иисуса, - это слава жертвенной любви. В свете Голгофы явлено, что закон жертвенной любви - это закон жизни на небе и на земле; что любовь, которая «не ищет своего», исходит от Бога». Слава Божья - это не ослепительный свет; это откровение о Его образе, который есть любовь. Вот почему изучение этого вопроса столь важно.
Мы должны понять любовь Божью по трем причинам:

1). Это центральная тема Библии.
В Иоанна (4:8,16) записаны слова, которые дьявол ненавидит и которые нам необходимо понимать: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Библия не говорит, что любовь одна из черт Бога. В ней сказано, что Бог есть любовь, и всякая грань проявлений Божьих неизменно связана с тем, что Он есть любовь. К примеру, в послании к Галатам, в пятой главе говорится, что плодом Духа (обратите внимание, что «плод» в единственном числе) является любовь. Радость, мир, долготерпение - это проявления любви. Английский проповедник Чарльз Сперджэн посетил однажды одного из своих прихожан, фермера. Он заметил на самом верху конюшни флюгер, под которым можно было легко прочесть слова: «Бог есть Любовь». Сперджэн сказал фермеру: «Я не знал, что Божья любовь изменчива, как погода». На что фермер ответил: «Вы не поняли. Чтобы ни произошло, куда бы ни подул ветер, Бог всегда есть любовь».

2). Мы должны понимать Божью любовь, потому что это основной вопрос борьбы между сатаной и Христом. Об этом мы будем размышлять в следующей главе.

3). Любовь Божья является сердцем вести Евангелия. Христос - наша праведность, а любовь Божья основание, мотив нашего спасения. Прочитаем хорошо знакомый текст: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного». (Иоанна, 3:16). Следующий текст из послания к Ефесянам: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатию вы спасены, - и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Ефесянам, 2:4-6). Бог отдал Своего Сына из-за любви к нам, но не потому, что мы сделали что-то или заслужили это. Бог спас нас не потому, что мы были добрыми, но из-за своей любви к нам.

Мы живем перед вторым пришествием Христа, и нам придется пройти через кризис. Павел писал послание к Ефесянам, находясь в тюрьме. Ефеская церковь была очень близка ему, потому что он провел три года в этом городе. Когда христиане из Ефеса узнали, что апостола заключили в тюрьму, они расстроились, подумав: «Если апостол, великий апостол Павел в заключении и Бог не смог защитить его, какая надежда остается для нас?» Они начали терять веру из-за этого. Отметим слова Павла: «Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа» (Ефесянам, 3:1). Другими словами: «Я нахожусь в темнице, не потому что Бог не может защитить меня, а потому что Бог желает, чтобы я был здесь. Римляне не смогли бы и дотронуться до меня, если Бог сказал бы нет».

Когда коммунисты пришли к власти в Эфиопии, один из них создал мне массу проблем, потому что я не хотел отказаться от своих убеждений. Он сказал мне: «Тебе придется уехать из этой страны без твоих детей». Я ответил ему: «Если Вы хотите меня напугать, найдите кого-то другого для этого. Если Бог хочет, чтобы я здесь остался, ни Вы, ни ваше правительство не сможете выдворить меня из страны». Я остался в Эфиопии еще на шесть лет. Павел находился в тюрьме, не потому что Бог не мог защитить его, но все же христиане из Ефеса были обескуражены. Павел писал им: «Посему прошу (вас) не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава». Не расстраивайтесь из-за того, что я в тюрьме. Я здесь для славы Божьей и для вашей пользы.

Обратите внимание на молитву апостола, которая записана в этой же главе, начиная с 16 стиха. Это молитва, на которую Бог желает ответить, чтобы то, о чем просил апостол, исполнилось в жизни каждого верующего, и особенно в жизни тех, кто живет перед вторым пришествием Христа. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение (это знание приходит от самого Бога) любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею», потому что Бог есть любовь.
Павел говорит в этом отрывке:

1. Бог хочет укрепить, утвердить верующих. Он делает это, когда Христос обитает в сердце через веру. В греческом языке существует два глагола, которые можно перевести на русский как «обитает». У этих двух слов - «паракиел» и «катакиел» - общий корень. Разница между ними в продолжительности. Одно из них означает обитать временно. Однажды, переезжая с места на место, мы не продали свой дом и потому арендовали дом на новом месте. Этот дом был нашим временным жилищем, мы даже не распаковали все свои вещи. Греки, говоря о временном пребывании, используют слово «паракиел». Мы искали и надеялись найти дом, в котором жили бы постоянно. Мы нашли и переехали жить в такой дом - «катакиел». Не знаю, правда, насколько постоянно можно считать место жительства пастора, так как пасторы постоянно переезжают.

Павел пишет обращенным христианам, в сердцах которых обитает Христос. Что же тогда имел в виду апостол, говоря, что Христос должен вселиться в их сердца? Он использовал не слово «паракиел», означающее обитать временно, но «катакиел» - «обитать постоянно». Да, Он обитает в вашем сердце так же, как и в сердце других верующих. Но обитает ли Он постоянно в вашем сердце?
Как может обитать Христос в нас? Через веру. Чтобы Христос был в нас постоянно, мы должны иметь непоколебимую веру, и если сегодня у нас есть вера, а завтра мы ее теряем, Он не живет в нас постоянно. Павел молил Бога о том, чтобы Христос всегда был в сердцах верующих Ефеса. Чтобы иметь непоколебимую веру, мы должны «укрепиться и утвердиться» в любви.

Несколько лет назад в Айдахо прошел сильный смерч, который не был нормальным явлением для этой части земли. Он повалил на землю деревья, но когда мы смотрели по телевидению передачу о катастрофе, увидели, что некоторые деревья выдержали ураган и остались стоять, так как их корни глубоко уходили в каменистую почву. Не так давно прошло землетрясение в Мехико. Было обнаружено, что некоторые из обвалившихся домов имели слабый фундамент по причине того, что строители использовали больше песка, чем цемента, чтобы заработать на этом деньги. Когда придет ураган, выдержит ли наша вера? Иисус сказал: «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» Павел молился о том, чтобы мы постигнули, что «широта и долгота, и глубина и высота, и уразумели превосходящую разумение любовь Христову». Эта любовь превосходит человеческое понимание, знание о ней нельзя получить, как мы получаем, к примеру, академические знания; это знание приходит через откровение.

Когда мы понимаем любовь Божью, наша вера становится якорем, потому что мы «исполнены полнотою Божиею». Это должно быть нашей целью. Мы не хотим, чтобы Христос время от времени обитал в наших сердцах, но чтобы Он жил в нас постоянно. Порой вызывают удивление причины, по которым люди оставляют церковь. Скажите что-то плохое члену церкви и он перестанет ходить в церковь. Что мы будем делать во время скорби? Я прошу Бога о том, чтобы мы уразумели Его любовь. Сказано много проповедей и написано множество книг о любви Божьей, и все же, к сожалению, следует признать, что большинство христиан не понимает этой любви. Это происходит по двум причинам: первая связана с особенностями языка, вторая с тем, что мы люди. В современных языках - в английском, немецком, французском, испанском и русском есть только одно слово, используемое для определения любви, будь то любовь между мужем и женой или тот вид любви, которую можно увидеть в голливудских кинофильмах и даже, наконец, любовь к пище. Поэтому мы сталкиваемся со второй проблемой: читая в Библии о том, что «Бог есть любовь», мы понимаем это, согласно своим представлениям о любви и тем самым совершаем огромную ошибку, принижая любовь Бога.

Авторы Нового Завета писали на греческом и, говоря о любви, могли использовать одно из четырех нижеперечисленных слов.
1. «Сторге» - что означает семейную любовь, любовь между мужем и женой, детьми, родственниками.

2. «Филео» - привязанность, которую имеют между собой люди. Обычно используется, когда говорится о привязанности между близкими друзьями.

3. «Эрос» - у этого слова два значения. Первоначально оно означало любовь между мужчиной и женщиной. Но греческий философ Платон придал этому слову еще одно значение. Итак, на греческом два значения слова «Эрос». Платон разделил их: назвал одно «вульгарный эрос» и второе - «небесный эрос». «Вульгарный эрос» - «половая или сексуальная любовь»; «небесный эрос», по определению Платона, - отделение, отрешение от чувственных, материальных вещей этого мира и поиск Бога. Согласно Платону, эрос - это благородная, духовная любовь, самая высокая форма любви, которую может иметь человек. Во времена, когда писали Новый Завет, эрос имел как раз этот смысл возвышенной любви. Если бы греки написали Новый Завет, они бы сказали: «Бог есть эрос».

4. «Агапэ». Ученики Христа, не договариваясь между собой, по вдохновению, не использовали слово «эрос». Оно не появляется ни разу на страницах Нового Завета. Из следующей главы мы узнаем, что для греков это было оскорбительно. Авторы Нового Завета, которые, за исключением Луки, были Иудеями, пренебрегли словом «эрос». Вместо него они использовали слово, смысл которого для греков был неясен и которое редко использовалось в светской литературе. Они придали этому слову значение, которое было связано с их пониманием креста и которое было настолько революционным и радикальным, что враги Евангелия обвинили их в том, что они перевернули мир вверх дном. Когда человек приходит к истинному пониманию «агапэ», то оно либо делает его врагом Бога, либо вызывает слезы на глазах. Мир сегодня нуждается в восстановлении значения любви «агапэ”.

Перед тем, как мы продолжим, я хотел бы остановиться на упомянутой языковой проблеме и прочесть хорошо знакомый отрывок из Евангелия от Иоанна, 21 глава. После воскресения Иисус встретил своих учеников у Галилейского моря. Они позавтракали, и затем Иисус задал Петру три вопроса. На вечере Господней Христос предсказал, что все ученики предадут Его. Они не согласились со словами Иисуса, а Петр был непреклонным. Он сказал: «Господи, если даже все оставят тебя, я не сделаю это. Я умру за тебя». Он был искренен и говорил то, что думал. Его проблема была в том, что он не знал себя и с этой проблемой сталкивается каждый из нас. Бог должен был открыть ему глаза. Петр отрекся и узнал, что из-за своей слабости он не может сделать то, что хочет. Итак, Иисус спросил Петра: «Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они?» (Иоанна, 21:15). Я привожу греческие слова, которые использованы в этом отрывке для слова «любовь». В наших переводах Библии во всех трех вопросах и ответах использовано одно слово «любовь». «Симон Ионин! агапа (глагол от агапэ) ли ты меня больше, нежели они?» Любишь ли ты меня вечной, непоколебимой любовью? Петр ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я филео тебя». Он не ответил на поставленный вопрос. Петр сказал: «Ты знаешь Господи, что моя любовь к тебе - это человеческая привязанность». Эта любовь ненадежна. Христу ответ Петра не причинил недовольства . Бог не может руководить нами, если мы полагаемся на себя. Петр признал свою немощь, и это обрадовало Христа, потому что теперь Он мог действовать через Него. Поэтому Он сказал ему: «Паси овец моих».

В 16 стихе Иисус повторил тот же вопрос: «Симон Ионин! Любишь ли ты меня?» Петр ответил: «Так, Господи! Ты знаешь, что я филео тебя». Теперь прочитаем 17 стих. Вопрос, который задает здесь Христос, отличается от двух предыдущих. «Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Филео ли ты меня?» Твоя любовь, Петр, это лишь человеческая привязанность? Этот вопрос мог смутить Петра. «Петр опечалился, что в третий раз спросили его: «филеоест ты меня?» И сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я филео тебя. Это все, на что я способен». И Христос сказал ему: «Паси овец моих». Теперь я могу на тебя положиться.

Важно, чтобы мы различали любовь «эрос» от любви «агапэ». В трех моментах высшая форма человеческой любви и «агапэ» не только отличаются, но являются полной противоположностью друг друга. Мы должны увидеть это, чтобы не понимать Божью любовь согласно человеческим представлениям о любви. В тот момент, когда мы так поступаем, мы извращаем Евангелие Иисуса Христа. Понять Евангелие Бога возможно, только осознав Его агапэ. Рассмотрим «эрос» - высшую форму человеческой любви и «агапэ» любовь Бога. Эрос условен. Эта любовь должна быть чем-то вызвана. Она зависит от внешней красоты, от хороших качеств. Мы не можем полюбить непроизвольно. Когда я встречаю незнакомых мне людей, некоторые из них мне нравятся, другие - наоборот, хотя они не успели сделать мне ни доброго, ни плохого. Учителя постоянно сталкиваются с этой проблемой. Когда они в первый раз встречаются с новой группой учеников, некоторые из них им нравятся, а другие - нет, потому что в их личности нет ничего привлекательного. Или же напоминают им о других людях, которые им не по душе.

В девятой главе Евангелия от Иоанна мы находим пример того, что может произойти, если понимать любовь Божью как любовь «эрос». Иисус совершил чудо в субботний день. С точки зрения Иудеев поступки Иисуса иногда были радикальными. В этот день перед Ним стоял слепой человек, нуждающийся в исцелении. Достаточно было, чтобы Христос сказал: «Прозри» и он бы стал видеть, но Иисус поступил по-другому. «Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». Для евреев это означало, что Иисус нарушил субботу, так как сделал в этот день дело.
«А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи» (Иоанна, 9:14). Иисус нарушил субботу! «Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога этот человек, потому что не хранит субботу. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса?» Итак, появился конфликт. «От Бога Он или нет?» «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает» (стих 31). Другими словами, согласно их мнению, если вы хотите, чтобы Бог отвечал на ваши молитвы, вы должны быть добрыми. «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает, но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». Вот к чему можно прийти, представляя любовь Божью схожей с любовью «эрос». Из-за этой ошибки евреи извратили Евангелие и представляли Божественную любовь как любовь условную. Прочитаем стих из Евангелия от Матфея (19:16): «Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Молодой человек, задавший этот вопрос, понимал любовь Божью, как любовь «эрос». Божья любовь при таком понимании становится условной.

1. Библия учит, что Божья любовь безусловна, самопроизвольна, ничем не вызвана. Это любовь, которая не зависит от красоты или добрых качеств объекта любви. Вы можете внушать страх, быть отталкивающим и все же Бог любит вас потому что Он есть агапэ. Фарисеи учили человеческому эрос.
В нагорной проповеди (Матфея, 5:43) Иисус сказал, что людей научили «любить ближнего и ненавидеть врага». Это эрос, условная любовь. В 44-м стихе сказано: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца вашего небесного». И далее следует иллюстрация.

Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Бог благословляет нас, не потому что мы добрые. Он благословлял, охранял и кормил евреев сорок лет в пустыне, хотя они не всегда радовали Его. Он благословлял их, потому что Бог есть агапэ.
Когда мы представляем Божью любовь, как любовь эрос, Евангелие становится спасением через заслуги. Чтобы получить спасение, мы должны сделать что-то. Сегодня очень многие христиане обмануты этим. Обратим внимание на четыре слова из послания к Римлянам (5:6-10). «Ибо Христос, когда еще мы были немощны (1), в определенное время умер за нечестивых (2)».

В седьмом стихе дается определение человеческой любви. Восьмой стих говорит: «Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (3). Эта любовь - агапэ, безусловная любовь. В 10 стихе грешники названы врагами (4) Божьими. Когда мы были врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его. Будем помнить, что любовь Бога безусловна.

2. Человеческая любовь непостоянна. Мы изучали Евангелие от Луки (21:31-34). Петр искренне сказал Иисусу: «Я буду любить тебя до смерти». Когда пришло испытание, Петр потерял любовь, потому что человеческая любовь ненадежна. В стране, где я живу, пятьдесят процентов браков сегодня заканчиваются разводом. В странах с другой культурой родители устраивают браки своих детей и разводов не так много. В Америке браки заключаются по любви и они расторгаются, потому что человеческая любовь ненадежна.

Решение этой проблемы заключается в принятии Божьей любви. Главное в семье, чтобы супруги испытали любовь агапэ, любовь, которая неизменчива, надежна и вечна. Пророк Иремия говорит: «Любовью вечною я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иеремия, 31:3). В первой главе послания к Коринфянам (13:8) говорится: «Любовь (агапэ) никогда не перестает». В Евангелие от Иоанна (13:1) мы находим следующие слова: «возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их». Иисус до конца любит нас, потому что Его любовь никогда не иссякнет.

3. Эрос, человеческая любовь своекорыстна. “Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу» (Исайя, 53:6). «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» (Филиппийцам, 2:21). Человек по природе эгоистичен, его любовь своекорыстна. Он всегда стремится поднять выше свой экономический, политический и социальный статус. Божья любовь, в противоположность человеческой, «не ищет своего» (1 Кор., 13:5). «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (1 Кор. 8:9). Агапэ не стремится подняться выше, но опускается ради других ниже. В известном отрывке из послания к Филиппицам говорится: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Филиппийцам, 2:6-8). Любовь Божья полностью противоречит человеческой.

Иисус был равен Богу, но не держался за это. Нам свойственно держаться за высокое положение, если мы его занимаем. Нам не нравится понижение в должности, в звании. Очень тяжело человеку, прослужившему в церкви двадцать лет пресвитером, стать опять дьяконом. В этом человеческая природа. Но Иисус, который был равен Богу, не держался за свое положение, Он опустошил Себя. Он отказался от Своих Божественных прав. Мы же сражаемся, боремся за свои права, обращаемся в суд, чтобы отстоять их. Иисус стал рабом. Никому не нравится быть рабом, но Христос стал рабом. Он спустился еще на одну ступень ниже, сделавшись подобным не ангелам, но людям. Это означает, что Он принял нашу природу. Как человек Он смирил, унизил себя. Иисус Христос родился в хлеву. Я знаю только одного человека, африканца, который родился в хлеву. Не в Америке, где в хлеву убрано и пахнет хорошо. На Ближнем Востоке в хлеву дурно пахнет и полно блох. Христос пошел дальше, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». Это агапэ, любовь, жертвующая собой. Благодаря этой любви мы имеем Евангелие, приносящее надежду, мир и уверенность.

Нам необходимо глубже узнать эту любовь и преодолеть проблемы внутри Христианской церкви. Перед вторым пришествием земля должна освятиться от Его славы. Я верю, что Бог призвал церковь для этой миссии. Мы должны сами осознать, что есть слава Божья, чтобы затем рассказать об этом другим людям.