5. Христос - наш заместитель

Евангелие от Луки (24:25-27)
В Евангелие от Луки (24:13-35) рассказывается о случае, произошедшем в день воскресения Христа. Двое из Его учеников, очень обескураженные, шли в селение Еммаус. Иисус встретил их по дороге, но они не узнали Его. Он спросил их, чем они так расстроены, и они ответили, что их надежды разрушены, потому что Мессия был распят. Иисус сказал: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» В 27 стихе говорится, что Христос, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Мы знаем, что Бог через Моисея повелел евреям устроить святилище, поэтому мы можем перефразировать этот текст: «начав от святилища, Иисус изъяснял им правду о Христе и Его распятии».

Мы сделали вывод, изучая доктрину о святилище, что оно есть Божья модель плана спасения. Святилище указывает на Иисуса Христа. Одной из наиболее важных истин, которые открывает святилище о Христе, есть «доктрина о замещении» или «заместительной жертве». Процедура принесения жертвы за личный грех, жертвы за грех, которую приносили священники утром и вечером, а также жертвы в День Искупления, была той же.
Грешник или священник возлагали свои руки на агнца и затем опирались всей тяжестью на него. В Талмуде говорится, что священник всей своей тяжестью опирался на агнца и исповедовал грехи народа, что символизировало, что грехи переносились с грешников на агнца. Затем священник убивал агнца, и огонь, который исходил от Бога, уничтожал агнца на медном жертвеннике, после чего грешники уходили свободными. К сожалению, евреи не увидели истинного значения жертвоприношения. Поэтому они отвергли Христа, агнца Божьего, который пришел на землю взять на себя грех мира. Они отвергли Его как нашего заместителя.

Христианская церковь после апостольского периода извратила правду Евангелия и сделала неясной доктрину о заместительной жертве. Этому в большой мере содействовала Римско-католическая церковь при установлении мессы. И только в шестнадцатом столетии, в период реформации, эта доктрина не только была восстановлена, но ей было отведено важнейшее место, как сердцу евангельской вести.

Но сегодня существует проблема. Со времен реформации эта доктрина находится, скажем так, под прицельным огнем критиков. Сначала она была раскритикована католическими священниками на Трентском соборе. Сегодня она подвергается нападкам со стороны нехристианских богословов и особенно со стороны мусульман. Довод для возражения тот же. На протяжении веков противники доктрины замещения выдвигали одно и то же возражение, и оно, к сожалению, обоснованно. Доктрина замещения обвиняется в неэтичности и незаконности.

В Кении, в стране, в которой мы были миссионерами, произошел инцидент. Американский корабль сбросил якорь в главном порту восточной Африки Мамбосса, втором по величине городе Кении. Вы знаете, что любят делать моряки, когда их корабль достигает земли. Некоторые из них отправились ночью в «Клуб звезд». Они, очевидно, очень много выпили и напали на кенийскую женщину. Один из этих моряков по имени Сэндстром нанес ей удар ножом. Полиция взяла его под стражу до суда. Корабль не мог ждать и поэтому отправился назад в США. Между тем, мать Сэндстрома, которая жила в Нью-Йорке, обратилась к сенатору с просьбой попытаться спасти жизнь ее сына. В Кении убийство всегда карается смертной казнью через повешение. Мать хотела спасти своего сына.

Сенатор использовал все свое влияние, а также тот факт, что в это время Кения получала помощь от правительства США. Он добился того, что правительство Кении освободило виновного. Когда он прилетел в Нью-Йорк, мать встретила его и первые слова, сказанные ей сыну, были напечатаны затем в кенийских газетах: «Это ответ на молитву». Вероятно, церковь, к которой она относилась, молилась за освобождение этого молодого человека.

Кенийцы, особенно интеллектуалы, были в ярости, наблюдая за тем, как поступило их правительство. Профессор Кенийского университета, заведующий кафедрой права, мусульманин, заявил на собрании студентов, где присутствовало пятнадцать тысяч человек: «Кения потеряла всякое чувство справедливости», Но он не обвинил ни кенийское правительство, ни Англию, откуда было заимствовано законодательство. Профессор обвинил христианскую церковь. Он сказал: «Это христианство научило нас, что мы можем грешить и перекладывать свои грехи на невинного человека, который умер на кресте». И затем он добавил: «Ни один закон не позволит этого. Это самая неэтичная и незаконная религия, о которой мы когда-либо слышали».

Я рассказал этот случай на собрании в университете имени Андрюса. После окончания встречи ко мне подошел известный юрист и сказал: «Ты знаешь, а ведь этот преподаватель, к несчастью, был прав. Это противозаконно перекладывать вину и наказание с виновного на невиновного». Ни один закон не позволяет это и проблема в том, что Божий закон также это запрещает. Мы вернемся к этому вскоре, но вначале я приведу несколько выражений католических теологов Орлеандера и Джона Ньюмена, сказанных о доктрине о заместительной жертве. Они назвали эту доктрину «юридической фикцией”, «божественным притворством», «небесной бухгалтерией».

Восемьдесят процентов населения земли сегодня это не христиане. Мы хвастаемся время от времени замечательным успехом, который имеем, крещениями, которые совершаем, забывая о том, что большинство крещенных это уже христиане. Они только переходят из одной христианской церкви в другую. Мы до сих пор по-настоящему не смогли проповедать Евангелие в нехристианском мире. Пятую часть населения земного шара составляют мусульмане. Христиан намного меньше, чем мусульман, если даже включить в список католиков, православных и протестантов. Мы не сможем убедить нехристианский мир, пока не найдем решение проблемы неэтичности доктрины замещения. Все люди, не принадлежащие к христианской религии, законники и всяческую законническую религию необходимо убедить в том, что христианство законно. Апостол Павел писал: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем». (Римлянам, 3:31). В послании к Римлянам (3:25) апостол говорит, что когда Бог оправдывает грешников, Он праведен и справедлив. Мы должны прийти к пониманию этого вопроса.

Библия осуждает всякого, кто переносит грех с виновного на невиновного человека. Вспомним, что Израиль был теократическим обществом, в котором Бог был не только духовным, но и политическим руководителем. Он дал израильтянам множество законов: финансовых, гражданских и других. Один из гражданских законов, к примеру, записан в книге Второзаконие (24:16): «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».

Каждый должен быть наказан смертью за свой грех. Этот закон говорит, что мы не имеем права переносить на другого вину и наказание за зло. Приведем пример того, как этот закон нашел свое конкретное применение в истории Израиля. «Во второй год Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, воцарился Амасия, сын Иоаса, царь Иудейский. И делал он угодное в очах Господних, впрочем не так, как отец его Давид. Он во всем поступал так, как отец его Иоас. Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя, отца его. (Он отдал под суд людей, которые убили его отца.) Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью». Этот добрый царь не переложил вину и наказание за грех на детей убийц, потому что соблюдал закон Божий.

Вся 18 глава книги Иезекииль посвящена этой проблеме. Израильтяне стали неправильно понимать закон и Бог поправляет их. «И было ко мне слово Господне: Зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «отцы ели кислый виноград, а у детей на губах оскомина?» Евреи использовали эту пословицу, когда истолковывали закон. Они наказывали детей за грехи родителей. Обратите внимание, что в 3 стихе Бог говорит: «Живу Я! - говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле».

Затем Иезекииль приводит несколько примеров. «Ибо вот, все души -Мои: как душа отца, так и душа сына - Мои; душа согрешающая, та умрет». Это утверждение закона. Следующий пример (5 стих): «Если кто праведен и творит суд и правду», после чего следует список добрых дел и вывод в 9 стихе: «Он непременно будет жив». Почему? Потому что поступал праведно. В 10 стихе говорится, что у человека праведного есть сын разбойник и убийца, «проливающий кровь». Он творит ужасные вещи. Как судить его? Ответ во второй половине 13 стиха: «Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрет, кровь его будет на нем». Никто другой, но он. Его отец добр, он будет жить; злой сын должен умереть. У этого плохого сына рождается сын, который, «видя все грехи отца своего, какие он делает, видит - и не делает подобного им» (14 стих). Другими словами, сын видит зло своего отца и отворачивается от зла и делает добро. Что произойдет тогда? Последняя часть 17 стиха говорит: «Сей не умрет за беззаконие отца своего; он будет жив».

В 20 стихе Иезекииль делает вывод: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается». Это слово Божие. Как же тогда Иисус умер вместо нас? Толковый словарь говорит, что заместитель - это «личность, исполняющая нечто вместо другого человека». Слово «заместитель» не является библейским. Это теологический термин. Поэтому каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобного рода терминами, будем искать их смысл в Священном писании, а не в словарях.

Тоже по отношению к субботе. Если Библия говорит, что седьмой день есть суббота Господня, я не буду смотреть в календарь, чтобы узнать какой день недели следует считать седьмым. Календарь не мерило истины, потому что сегодня много церквей, соблюдающих Воскресенье так, как седьмой день, т.е. как субботу покоя. Мерилом правды является слово Божие и оно ясно говорит, какой день следует считать седьмым. Я не нуждаюсь для этого в календаре. Весь христианский мир знает, что Христос умер в пятницу и покоился в могиле в субботу. Отсюда мы узнаем, что суббота следует после пятницы. Мы ищем в Библии определение субботы, мы также будем искать в ней доктрину о замещении. Библия определяет эту доктрину истиной «во Христе».

Мы не осуждены и не несем вины за грех Адама. Бог не переносит на нас вину Адама. В послании к Римлянам (5:12) Павел говорит, что мы умираем не потому, что Адам согрешил, но потому, что мы все согрешили. Здесь нет переноса вины и наказания. Мы причастны ко греху Адама, потому что были в нем. Подобно этому мы были во Христе, когда Он исполнил закон и когда Он умер! Он не является нашим заместителем потому, что (говоря языком толкового словаря) пришел в этот мир, чтобы быть вместо нас. Он не умер вместо нас. Если бы он поступил так, это было бы неэтично. Будучи в Нем, каждый из нас был распят на кресте, когда Иисус Христос отдал Свою жизнь за нас.

Приведем цитату современного теолога евангеликала Рео Стэдмана, которому Бог открыл глаза на эту истину. «Иисус умер, потому что встал на наше место. Об этом говорит Священное Писание. Но он не был только заместителем. Всегда трудно понять, как невиновный человек может умереть вместо виновного и освободить его, но Библия не учит тому, что Он был заместителем только в том смысле, что умер вместо нас. Библия говорит, что фактически он был нами». Другими словами, Он не пришел в этот мир, чтобы быть вместо нас, но пришел в этот мир быть нами.

Бог поручил нам проповедовать Евангелие миру. Когда мы это делаем, мы нуждаемся в Священном Писании, чтобы доказать правдивость наших слов. «Во Христе Божественное и человеческое таинственным образом соединились, Бог и человек стали одно. В этом единстве мы находим надежду для падшего человеческого рода» (5 Bible Commentary, p.1130). «Христос в своем земном служении не мог бы сделать ничего для спасения человечества, если бы Божественное не соединилось с человеческим» (7 Bible Commentary, p.904).

Был ли праведен Христос, когда находился на небе перед тем, как прийти на нашу землю? Был ли Он богат праведностью? Почему Он не мог дать нам ее в дар? Потому что закон запрещает это. Поэтому перед тем, как стать нашей праведностью, он должен был получить это право. Как Он мог его получить? Бог должен был соединить Своего Сына и нас в одной личности. Он и мы стали одно. Мы говорили об этом в предыдущей главе. С того момента, как мы стали с ним одно, Он является вторым Адамом. Он стал нашим заместителем. Он стал с нами одно, поэтому, что истинно по отношению к Нему, также истинно по отношению к нам.

Когда Христос умер на кресте, умер ли один человек вместо всех (а это позиция реформаторов и евангеликалов, которая была подвергнута резкой критике) или все человечество умерло в одном? Посмотрим, что говорит на этот счет Библия: «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли». (2 Коринфянам, 5:14). Смерть Христа была общей смертью так же, как грех Адама был общим грехом. Все согрешили в Адаме и все умерли во Христе. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, умерши для грехов, жили для праведности: язвами Его вы были исцелены». (1 Петра, 2:24). В некоторых переводах Библии фраза «умерши для грехов» звучит так: «для того, чтобы мы умерли для грехов», но в греческом оригинале текста глагол употреблен именно в прошедшем времени. Это произошло на кресте, «мы умерли для грехов» в прошлом, на кресте.

Когда Христос облекся в человеческую природу, Он принял природу, которая нуждалась в искуплении. Евангеликалы так же, как и реформаторы, отделяют человеческую природу Христа от человеческой природы, которую Он пришел искупить, и в результате проповедуют неэтичное Евангелие. Мы можем поддержать доктрину о замещении только в том случае, если признается, что человеческая природа Христа есть природа, которую Он пришел искупить. Это ваша и моя природа, которая осуждена. На кресте умерла наша природа. Мы умерли. Поэтому Павел говорит: «Я сораспялся Христу». (Галатам, 2,19). На кресте не умер один человек вместо всех людей; на крестt все умерли в одном, в Иисусе Христе. Смерть Христа была общей смертью.

Прочитаем из Евангелия от Марка (16:15,16): «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Вы когда-нибудь спрашивали себя, что означает крещение в Новом Завете? Нигде в Новом Завете вы не встретите, что креститься следует в церковь, крещение всегда во Христе. Принимая крещение, мы принимаем Его жизнь, как нашу жизнь, и мы можем прожить такой жизнью, как Христос, потому что Его человеческая природа - наша природа. «Человеческая природа есть все для нас». Я хочу, чтобы для нас стало ясным, что в этой природе мы совершенны. Когда я в первый раз прочитал «Путь ко Христу», одна фраза из этой книги поставила меня в тупик: «Когда человек принимает Христа, Бог смотрит на него, будто бы он никогда не согрешил». Я сказал себе: «Это неправда, я грешил!» Но правда в том, что во Христе я ни разу не согрешил.

И еще одна проблема. Она является следствием неправильного понимания доктрины о замещении. Мы каснемся ее, потому что начиная с 1972 года она появилась и быстро распространилась в нашей церкви. Я не выступаю против Евангелия реформации. Я благодарю Бога за реформаторов. Все же они не решили все проблемы касательно правильного понимания Евангелия. Я верю, что Бог создал христианскую церковь, чтобы возродить Евангелие во всей его полноте.
Проблему, которая вкралась из-за ошибочного понимания замещения, известный немецкий теолог и мученик Детрих Варнхофер назвал «дешевой благодатью». Если Христос не стал одно с нами, чтобы спасти нас, то следовательно, я не должен быть одно с Ним для того, чтобы быть спасенным; все, что я должен сделать - это верить (многие понимают веру как согласие разума с истиной). Но вера - более чем согласие с истиной. Павел определяет ее как послушание истине.

Приведу пример того, что означает «дешевая благодать». Я находился по делам вместе с другими миссионерами в Западной Уганде. После окончания работы мы отправились в государственную гостиницу, наиболее дешевое место, так как хотели сэкономить деньги для церкви. Мы заплатили всего 5 центов за ночлег и пошли поужинать в столовую. К нам подошел молодой африканец. Мой друг выглядел и говорил, как американец, поэтому тот человек обратился ко мне с желанием проповедать Евангелие. Я индиец и, видимо, он решил, что я индус. Его желание было искренно, и я оценил это. Он спросил меня: «Спасен ли ты?» Я сказал в ответ: «Спасен от чего?» «Спасен ли ты от греха?» Я ответил: «Ты не мог бы уточнить. Имеешь ли ты в виду вину и наказание за грех, или силу и власть греха или же присутствие греха?» Он понял, что я христианин, и сказал: «Ты говоришь как пастор». Я произнес: «Да, я пастор и хотел бы тебе задать тот же вопрос: ты спасен?» Он возбужденно поднял руки и сказал: «Брат, я был спасен три месяца тому назад». «Как это случилось?» - спросил я. Он ответил: «Я поверил в Господа Иисуса Христа».

Я сказал: «Можно тебя поправить? Ты не был спасен три месяца назад. Верой нельзя заслужить спасение. Ты был спасен две тысячи лет тому назад. Ты принял спасение три месяца назад». Потом я спросил у него: «Если ты спасен, почему от тебя исходит запах пива?» Он взглянул на меня удивленно и сказал: «Брат, разве ты не знаешь, что мы спасены благодатью, а не делами?» «Ты не мог бы объяснить мне это?» - спросил я. Он ответил мне одним предложением: «Христос совершил все». «Ты хочешь сказать, что он прожил совершенной жизнью вместо нас и умер на кресте вместо нас?» - спросил я. «Да, - сказал он, - ты правильно понял». Я ответил ему: «Теперь нужно сделать вывод из того, что ты сказал». «И какой?» - спросил он. «Иисус Христос вознесся на небо тоже вместо тебя». Ему это не понравилось, и я не осуждаю его. Я сказал ему: «Пойди и выспись хорошенько, и затем я дам тебе библейский урок по теме «Божья благодать».

Я использовал тот же текст, что и он, но не остановился только на нем. В послании к Ефесянам (2:8,9) говорится: «Ибо благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». «Прочитал ли ты 10 стих?» - спросил я его. «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Мы были созданы на добрые дела во Христе Иисусе, в которых Бог предназначил нам ходить. Также я прочитал из послания к Титу (3:5): «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости». Спасибо Богу за это. Но следует принять во внимание и 8 стих: «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам». Я продолжил: «Брат, если ты принимаешь Христа, ты принимаешь Его жизнь как свою жизнь». Потом я обратился к посланию к Римлянам (6 глава) и сказал: «Брат, Он умер для греха. Поэтому ты умер для греха. Как ты можешь говорить: «Грешить - это нормально». Это противоречит твоей вере».
Мы увидели, что история жизни Христа - это наша история. Бог переписал нашу историю в Его Сыне Иисусе Христе. Он смог сделать это, потому что поместил нас в Иисусе Христе две тысячи лет назад и для того, чтобы его путь стал нашим, мы должны подчинить свою волю истине, такой, какова она во Христе. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тимофею, 2:11). Тимофей был молодым товарищем Павла, и это послание одно из последних посланий апостола, написанных перед его казнью.

Сначала мы коснемся объективного Евангелия и затем перейдем к изучению субъективного. Мы должны положить основание. Мы не можем отделить одно от другого. Это правда, что личный христианский опыт не влияет на наше спасение. Этот опыт лишь свидетельствует о том, что мы уже спасены.
Мы никогда не должны говорить, что мы спасены тем, что сделал Христос две тысячи лет назад, плюс то, что Он делает для нас сегодня. Мы спасены тем, что он сделал две тысячи лет назад. Это спасение совершенно. Мы не можем к нему что-то добавить или улучшить его. Но жизнь, принявших спасение изменяется. «Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2 Тимофея 2:11). Мы рождаемся на этой земле в грешной природе. Мы рождаемся и живем, и жизнь заканчивается смертью. Евангелие - противоположность этому: все начинается со смерти и заканчивается жизнью. И не может быть жизни со Христом, если мы не умерли с Ним.

Значение крещения - это открытое признание того, что Его смерть - это наша смерть, Его погребение - это наше погребение и Его воскресение - это наше воскресение. Крещение - это свидетельство того, что мы приняли нашу историю, которую Бог написал в Его Сыне Иисусе Христе. Мы родились в Адаме, но сейчас мы умерли для того, что имеем «в Адаме», и воскресли во Христе. В этом добрая весть доктрины о замещении. В первом послании к Коринфянам, 15 глава, есть два утверждения о Христе:
1. Он последний Адам
2. Он второй человек.

Это два очень важных утверждения. Он взял род Адама на крест и уничтожил его, потому что этот род был осужден. В воскресении Он дал новую жизнь человечеству. Он глава второй человеческой расы, искупленной из первой. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (новое творение)». (2 Коринфянам, 5:17). «Древнее прошло» на кресте, оно завершилось и пришло новое. Мы с вами - новые люди, поэтому давайте жить, как новые люди. Пусть мир не видит нас такими, какими мы были до своего духовного обращения. Мир нуждается увидеть Христа - надежду славы. Пусть Бог поможет нам понять доктрину о замещении и давайте будем этичны, проповедуя и свидетельствуя, потому что Иисус не пришел, чтобы быть вместо нас. Он пришел быть нами, и во Христе мы имеем новую историю - историю, которой мы можем гордиться. Бог смотрит на нас, не как на людей, враждующих во Христе. Как личности мы боремся, но во Христе мы совершенны как в терминах праведности, так и в терминах справедливости закона.

Я буду полагаться на эту доктрину, когда предстану перед судом. Когда закон скажет мне: «Исполнил ли ты закон?» Я не отвечу: «Я пытался тебя исполнить», потому что такой ответ не удовлетворит его. Я скажу: «Да, я исполнил тебя в совершенстве». «Когда ты это сделал?» - спросит закон. Я скажу: «Когда я был во Христе». Закон такой ответ примет, потому что Бог поместил меня во Христе и я был в Нем, когда Он исполнил закон. Закон скажет: «Но ты грешник, ты должен умереть». А я скажу: «А я уже умер». «Когда ты умер?» Я отвечу: «Во Христе», и закон скажет: «Ты свободен». И я отвечу: «Спасибо». Потом я возьму свой венец и положу его к ногам Христа и воздам Ему славу.