3. С нами Бог

Евреям (10:5-10)
В первых двух главах мы положили основание для понимания учения о святилище. Мы отметили два очень важных факта.

1. Бог повелел через Моисея построить святилище, которое является Его моделью плана спасения. Святилище - есть откровение о том, что Бог делает на протяжении всей истории человечества для нашего спасения.

2. Мы обнаружили, что главное, на что указывает святилище - это Иисус Христос. Этот факт не отрицает существование небесного святилища. 8 глава послания к Евреям ясно говорит, что на небесах есть святилище. Но Бог дал нам весть о святилище, чтобы обратить наше внимание на личность Иисуса Христа. Когда мы обращаемся к слову Божьему, мы должны оставить все наши предвзятые мнения и позволить Ему говорить нам: “Нет извинения тем, кто считает, что нет необходимости в открытии большего света истины и что мы не допускаем ошибок в толковании Священного Писания. Тот факт, что определенные доктрины считались истинными в нашей церкви на протяжении многих лет, нельзя считать доказательством того, что они верны. Заблуждение не становится со временем истиной, и правда беспристрастна. Ни одна истинная доктрина ничего не потеряет при более тщательном исследовании”. (Counsels to Writers and Editors, p. 35).

Будем изучать истину во Христе. Оставим свои предвзятые мнения, не забывая, что ученикам Христа пришлось нелегко, потому что они пытались, по словам Иисуса, влить “молодое вино в мехи ветхие”. Обратимся к Слову Божьему и позволим ему говорить нам. Мы можем узнать нечто новое, что не будет согласовываться с тем, что мы знали прежде. При этом слово Божие должно быть мерилом истины.

У Бога есть цель - последняя задача в плане спасения и Он исполнит ее. С давних времен, создавая человека, Бог желал обитать в нас, чтобы через человечество явить Свою славу. После грехопадения план Божий был нарушен. Мы с вами родились как дети тьмы. Через Иисуса Христа Бог хочет сделать нас снова детьми света. Последняя цель Бога названа в Библии “вечным заветом”, или “новым заветом”, и противопоставляется “ветхому завету”, который есть образ. Вечный завет синоним выражения вечное Евангелие, которое должно быть проповедано всякому “колену, языку и народу”.

Во 2 послании к Коринфянам (6:16) мы читаем: “Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы - храм Бога живого”. Бог не желает обитать в зданиях. Он живет на небесах и хочет обитать в нас. “Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом”. Это Божие намерение относительно нас. Он хочет обитать в нас и не только для того, чтобы спасти нас и мы были бы взяты на небеса, но и для того, чтобы явить Себя через нас.
Обращаясь к язычникам, Павел сказал: “Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом”. (Ефесянам, 2:19-22).

Обратите внимание, что Иисус Христос - “краеугольный камень”. В Америке большинство домов построены из дерева. На Ближнем Востоке, в стране Библии, древесина - это роскошь. Большая часть страны - пустыня, и найти дерево для строительства - проблема, но нет недостатка в камнях, поэтому большинство домов построены из камней. Когда закладывается фундамент дома, первым делом строитель должен положить краеугольный камень. Относительно этого камня проводятся все измерения. После того, как он положен, кладутся еще три камня и натягивается нить. Все измерительные работы проводятся относительно краеугольного камня.

Об этом говорит и Павел в отрывке из послания к Ефесянам, который мы прочитали, а также и Петр. Вообще говоря, эта мысль часто повторяется в Новом Завете. Наш христианский опыт должен соизмеряться Иисусом Христом. Поэтому мы должны начать, не полагаясь на свой опыт, но на Краеугольный Камень. Здание должно строиться относительно Него, пока храм Божий будет закончен. В этом последняя цель Бога в плане спасения.
Иоанна 1:14 есть исполнение слов, записанных в книге Исход (25:8). Бог сказал Моисею: “И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них”. Бог обитает в нас сегодня через Иисуса Христа. Христос назван в первой главе Евангелия от Иоанна Словом. В 14 стихе говорится: “И Слово стало плотию и обитало с нами”. (И мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца).

Слово стало плотию. Это означает, что Иисус Христос, который есть Бог - стал человеком. В человеческой природе Христа, образом которого является святилище, обитал Бог.

В этой природе Бог спасает и восстанавливает человечество. Елена Уайт писала, что “человеческая природа Христа имеет огромное значение для нас”.
Слово “обитало с нами”. Слово облеклось в человеческую природу и обитало с нами. Глагол, который в этом стихе Евангелия переведен как “обитало”, на греческом языке имеет общий корень со словом скиния. Иоанн говорит нам, что Христос, который облекся в человеческую природу - это приготовленное Богом святилище. Бог, а не Мария и не Иосиф, сделал Слово плотию. Бог обитал в этой плоти и Бог искупил человечество в этой плоти. Это первое, что мы должны открыть для себя. В дополнение к вышесказанному прочитаем Матфея (1:23): “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог”. Иисус Христос был святилищем, и Бог обитал в этом святилище (в Его человеческой природе). Бог обитал во Христе, чтобы искупить нас.
Еще один текст, который мы находим в Евангелии от Иоанна (2:13-32), говорит, что Христос отождествил Свою человеческую природу с храмом Божьим. В этом отрывке рассказывается о том, как Иисус пришел в Иерусалим на праздник Пасхи и увидел, что иудеи осквернили храм, превратив его в место для торговли. Он сделал бич и выгнал всех из храма вместе с овцами и волами. Он сказал им: “Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли” (16 стих). Когда он произнес эти слова, ученики Его вспомнили, что написано: “ревность по доме Твоем снедает Меня” (17 стих). Иудеи сказали Ему в ответ: “Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Кто дал тебе власть очистить храм?”

Иисус сказал им в ответ: “Разрушьте храм сей и я в три дня воздвигну его” (19 стих). Необходимо отметить две вещи. 1) Бог сделал тела Адама и Евы совершенными, но они осквернили свои тела. 2) Иисус Христос жил на земле в человеческом теле, созданном Богом, и евреи распяли Христа. “На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?” (20 стих). “А Он говорил о храме тела Своего” (21 стих). “Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию (Ветхому Завету, вести святилища) и слову, которое сказал Иисус” (стих 22).
Иисус Христос в человеческой природе - это храм Божий. В первой главе Евангелия от Иоанна сказано, что в этом храме мы видели славу Божию. Иоанн дает определение славы Божией в 14 стихе 1 главы. Слава Божия полна “благодати и истины”. Божья благодать - это Его любовь к грешникам, из-за которой Он искупил нас во Христе. Поэтому слава Божья - это Его жертвующая собой любовь. Вот почему мы можем видеть истинный образ или характер Божий во Христе. Бог - это не огонь, который хочет прийти и уничтожить нас. Бог есть любовь и Он желает спасти, и ради этого Он послал к нам Иисуса Христа.

Так как мы коснулись вопроса о воплощении Христа, прочитаем текст из послания к Евреям (10:5): “Посему Христос, входя в мир, говорит: “жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне». Этот стих говорит, что Христос пришел в наш мир не для того, чтобы увековечить систему жертвоприношений. Он пришел, чтобы показать смысл этих жертвоприношений. Поэтому в шестом стихе мы читаем: “Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе”. Что имел в виду автор послания к Евреям? Разве не Бог повелел приносить жертвы? Тогда почему Ему неугодны жертвы? По той причине, что евреи стали полагать, что жертвоприношением можно заслужить спасение.

Мы не должны повторить их ошибку по отношению к обрядам Нового Завета, будь то крещение или таинство святой вечери. Это символы, которые призваны лишь напоминать и указывать на реальность - Христа. Поэтому автор послания говорит, что Бог не находит удовольствия в жертвоприношениях животных. Он ненавидит жертвоприношения, потому что Он - Творец живого мира. Крестная смерть Христа так дорого обошлась Богу - это Он хотел показать нам через жертвоприношения, но сам обряд, смерть животных не имеет ценности.

В послании к Евреям (10:7) говорится: “Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже”. Это цитата из 39 псалма. Автор послания отрывочно цитирует псалом, так как считал само собой разумеющимся, что евреи знали весь отрывок. Прочитаем его в псалме: “Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце” (Псалом 39: 7-9).

Под законом следует понимать Тору, первые пять книг Ветхого Завета, в которой содержатся все символы, указывающие на реальность. Когда Иисус был на земле, Он сказал: “Я не пришел нарушить закон, но исполнить” (Матфея, 5:17). Об этом говорит и 10 глава послания к Евреям. Воля Божья - это наше искупление. Мы читаем, к примеру в Евангелии от Иоанна (3:17), что “Бог не послал Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него”. “Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление” (Галатам, 4:4).

В послании к Евреям (10:8) говорится: “Сказав прежде, что “ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил”. Все перечисленное - это образы. Более ясно апостол представляет эти образы в послании к Евреям (9:9-10): “Она (скиния) есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего”. Система жертвоприношений не может спасти. “И которое с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления”. Итак в послании к Евреям (10:8) Павел говорит, что система жертвоприношений не может спасти человека.

В послании к Евреям (10:9) читаем: “Потом прибавил: вот, иду исполнить волю твою, Боже”. Отменяет первое, чтобы постановить второе. “Первое” - это система жертвоприношений, образ. “Второе” - это реальность. Как мы уже говорили, святилище - это модель Божья. Модель важна до тех пор, пока нет реальной вещи. Когда появляется реальность, модель перестает быть ценностью, вы можете поставить ее на витрину, чтобы показать, какой была модель. Проект строительства после того, как здание уже построено, можно положить на полку или бросить в огонь. Кто из нас знает, где находится проект церкви, которую мы посещаем? Мы не нуждаемся в нем, он был нужен только тогда, когда здание строилось. Реальность святилища - Иисус Христос.
Служение во святилище не завершилось земным служением Христа. Оно включает небесное служение и уничтожение греха. Поэтому мы все еще нуждаемся в образе святилища, чтобы видеть полную картину плана спасения.

“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением” (Ефесянам, 1:3). Этот текст показывает, что все необходимое для нашего спасения находится во Христе. Обратите внимание на глагол “благословивший”. Он использован в прошедшем времени - греческий аорист (то, что произошло однажды и навсегда). Он благословил нас всем, не наполовину. Спасение - это не восемьдесят процентов Христос и двадцать процентов «я», или девяносто девять - Христос и один процент «я». Все благословение приходит от Бога, который «благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Он благословил нас не в наших греховных телах, но во Христе. “Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви” (Ефесянам, 1:4). Кто из нас свят и непорочен? Но во Христе мы святы и непорочны. Я хочу напомнить вам стих из послания к Евреям (10:10): “По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа”.

В послании к Ефесянам (1:4) говорится, что Бог приготовил это прежде создания мира. Это Божий план относительно нас. Все, что Бог приготовил, Он отдает сразу. Он не лавочник, который одному продаст сахар, второму - пшеницу и т.д. Он дает нам одно - то, в чем мы нуждаемся - Иисуса Христа. В нем мы имеем полное и совершенное спасение. В этом замечательная истина, которую раскрывает святилище. Во Христе мы видим Божью славу, полную благодати и истины. Пусть Бог благословит нас, чтобы мы познали истину и истина сделала нас свободными.